Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение по пьесе Чехова «Три сестры»

14.01.2010

Пьеса «Три сестры» (1900) была написана Чеховым специально для Московского Художественного театра. Героини произведения — сестры Ольга, Маша и Ирина — изображены автором с нескрываемым сочувствием. Но обострившееся на переломе двух веков его критическое отношение к действительности вызвало и возросшую требовательность к людям, не исключая замечательных трех сестер, Вершинина, Тузенбаха.


Чеховские герои ясно ощущают, что жизнь должна измениться, что дальше жить по-прежнему невозможно.

  • «Или знать,— говорит Маша,— для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава».
  • А тем не менее все остается, как было. Эта неизменность, окостенелость действительности душат героев, которые вынуждены только обороняться, но не наступать. Трагедия неподвижности, «футлярности» оказывается главной темой пьесы. Так же, как и в «Дяде Ване», ничего не меняется, как бы ни страдали любимые чеховские герои, как бы ни стремились они что-то исправить, изменить, переделать. В этом отношении очень характерен постоянно возникающий в «Трех сестрах» мотив переезда в Москву. Обычно исследователи говорят, что в данном случае Москва становится символом, олицетворением мечты об иной, разумной, прекрасной жизни. Все это так, однако же Москва остается вместе с тем и совершенно реальным городом, в который вполне возможно поехать. Но, несмотря на самое горячее желание, сестры не в состоянии осуществить свою мечту. Жизнь остается прежней, и Кулыгин, не скрывая удовольствия, надеется, что, когда уйдут из города военные, «все опять пойдет по-старому».


    Тема труда, всегда очень важная для Чехова и его героев, никогда ранее не занимала столь большого места, как в «Трех сестрах». О труде как о единственном спасении мечтают Ирина и Тузенбах. Однако оказывается, что сам по себе труд еще не дает чело веку подлинного удовлетворения. Утомительна и безрадостна для Ольги ее преподавательская работа в гимназии. Разочарована и Ирина, ставшая телеграфисткой.  Она же и объясняет причину своего разочарования: это «труд без поэзии, без мыслей». Лишь муж Маши, учитель Кулыгин, полностью доволен своей работой, существованием, образом жизни. «Чувствую себя счастливым»,— говорит он. Между тем для Чехова довольство человека самим собой является явным признаком его ущербности, мещанской самоуспокоенности, сытости и равнодушия. Уже в «Чайке» Сорин говорил доктору Дорну. «Вы сыты, поэтому равнодушны к жизни, вам все равно». Эта же тема раскрывается и в «Трех сестрах», где страданиям и нравственным поискам чеховских героев, напряженно и страстно мечтающим о лучшем будущем, контрастно противопоставлены торжествующая пошлость Наташи, нагло вытесняющей сестер из дома, и футлярная ограниченность Кулыгина, который как заклинание повторяет:

  • «Я доволен, я доволен, Я доволен!»
  •  В  «Трех сестрах»  не забыт еще один постоянный чеховский критерий ценности и богатства человеческой личности: отношение к красоте мира, к природе. Лучшие чеховские герои (как Астров в «Дяде Ване») не мыслят жизни без цветов, без деревьев. Вершинин, впервые попав в дом к сестрам, говорит:

  • «Сколько, однако, у вас цветов!.. У меня в жизни не хватало именно вот таких цветов…»
  • Тузенбах связывает мысль о парке, лесе с мечтой о будущем: «Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!» И в явном контрасте с этим звучит в пьесе голос Наташи, воплощающей омерзительную пошлость и бездуховность:   «Велю  прежде  всего  срубить  эту  еловую  аллею  потом вот этот клен… По вечерам он такой некрасивый…»  Для Чехова отношение к цветам, деревьям, природе есть мера нравственности порядочности, человечности. Проблема судеб красоты в современном мире стала одной из центральных и в последней пьесе Чехова.


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"