Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение по роману Серафимовича «Город в степи»

15.01.2010

Наиболее глубоко и ярко жизни Росси того времени показаны в крупнейшем произведении Серафимовича дооктябрьского периода — романе «Город в степи» (1912). Писатель рассказывает о возникновении в Донской области, среди голой степи, нового города, о проникновении сюда капитализма, изображает и то, что сопутствует этому процессу капитализации России,  каков человек, втянутый в этот мощный и страшный водоворот. Те сложные и глубокие процессы, которые происходили в стране, Серафимович проецирует на человеческие души. Характеры героев определяются той ролью, которую они играют в этом процессе.


Персонажи романа резко делятся на два враждебных лагеря: капиталистов и рабочих; значительное место занимает и буржуазная интеллигенция, которая, заигрывая с рабочими, служит их классовым врагам. Главное действующее лицо романа — Захарка Короедов, который из крестьян-кулаков выбирается вверх, становится всемогущим капиталистом. Он по-своему умен, обладает сильной волей, но это хищник, крепкий и умелый хозяин со звериной хваткой, идущий напролом в достижении цели. Он занимается спекуляцией и тайным ростовщичеством, содержит публичный дом и трактир, перепродает ворованные вещи, ради обогащения калечит людей физически и нравственно. Восхождение Корое-дова по лестнице накопления сопровождается деградацией его личности. Этому процессу сопутствуют трагедии людей, ставших жертвами Короедова: драма семьи крючника Липатова, разрушение семьи Полынова, трагедия украинской девушки, страшным горем отозвавшаяся в её семье.


Благодаря строгой определенности своих социальных симпатий и антипатий, Серафимович настраивает читателя на определенное отношение к персонажам с первого же знакомства с ними. Вот каким предстает Короедов при первой встрече с ним: «За стойкой — кряжистый с негнущейся волчьей шеей человек, из-под всегда насупленных бровей внимательные, ничего не упускающие глазки». Эта волчья шея, примета хищника, вспоминается автором не раз при характеристике Захарки.


Показывает писатель и перелом, происшедший в поведении и в облике Короедова, выздоровевшего после ранения. Его обращение с людьми приобретает видимость благожелательности, он говорит о совести, занимается благотворительностью; Захарка становится Захаром Касьянычем. Но за всем этим скрывается все та же душа хищника. Добившись богатства путем чудовищных преступлений, он теперь пытается морально оправдаться, замолить грехи.


В столкновении Короедова и его наследника Сергея в финале романа раскрыт крах претензий капиталиста на вечное господство. Сергей приходится Захарке, сожительствовавшему с родной дочерью, одновременно и внуком и сыном. Еще не зная тайны своего рождения, но подозревая неладное, Сергей слушая Захарку, все старался «заглянуть по ту сторону слов». Обнажив истинное лицо капиталиста перед его наследником-дегенератом, писатель показывает, что социальная практика и моральный распад капитализма ведут к физическому и биологическому вырождению.


В образе Короедова  предельно сгущены классовые черты. Он подчас воспринимается больше как символ определённого явления, чем живой человек, но тем выразительнее становится античеловеческая природа капитализма. В изображении Захарки есть некоторая доля натурализма: Короедов отвратителен в своей социальной сущности, однако писатель наделяет его еще и сексуальной извращенностью.


В образе Полынова Серафимович воплотил наиболее типические черты буржуазного интеллигента-либерала. В авторском комментарии к роману он писал, что намеренно не скрывал положительных черт своего героя. Инженер Полынов внешне порядочен, честен, гневно отвергает взятку, которую предлагал ему Короедов, он хороший семьянин. Еще в институте Полынов любил мечтать «о счастливой человеческой жизни» и теперь, гордится тем, что «осуществляет» эту мечту, прокладывая «широкую дорогу через мертвые степи, по которым потечёт культура, свет, знание в эти убогие землянки». Добрые намерения Полынова проявляются и в том, что он требует от администрации построить больницы и школы для рабочих. Все это, однако, не противоречит его сущности буржуазного либерала — наоборот, именно этим, не сгущая красок, писатель особенно убедительно вскрывает в поведении Полынова тактику либеральной буржуазии.


Фальшивый гуманизм Полынова обнажается в момент, когда встала угроза его личному благополучию — во время забастовки на железной дороге. «Это для тебя подходящий случай попытаться столкнуть меня и занять моё место»,— вот о чём прежде всего подумал он, имея в виду своего помощника Дзянковского. И Полынов спешит к рабочим, надеясь, что ему удастся сорвать забастовку, но наталкивается на их стойкость. И этот «друг» рабочих преображается, он уходит от них, злобно думая: «Нет, с ними только плетью разговаривать…» Становится ясно, что мягкость Полынова, доброжелательное отношение к рабочим — это не свойство характера, а политическая тактика, точнее — тактика, ставшая свойством характера.


Таков Полынов, таков горьковский Захар Бардин («Враги»), таков и Аркадий Петрович Малина в рассказе Коцюбинского «Кони не виноваты», шумно разглагольствовавший о народе, о его праве на землю, но лишь до тех пор, пока не затрагивались его интересы: конечно,

  • «они имеют право на землю,… но чтоб у него…». «Буду стрелять, когда придут»,— услышал Малина свой внутренний голос.
  • Привычка лицемерить так въелась в душу, что, признеся эти слова вслух, «он не поверил и оглянулся», так же, как и Полынов «в ту же минуту подавил мысль (о «разговоре плетью»), которую бы не произнес вслух».


    Логика характера Полынова привела его на службу к Короедову, которого он ненавидел и презирал. К такой же «тихой пристани» приходит и зять Полынова, студент-юрист Петя. В споре «двух Петь» — участника революционного движения, побывавшего даже в ссылке, и мещанина — победил второй. Расстаемся мы с Петром Ивановичем в момент, когда он устраивает свое гнездышко. На смену идеям приходят вещи ■— типичная эволюция человека, которого и в годы увлечения революцией ласкала мысль о том, что «имя его засветится для истории отблеском славы народного вождя». А от политического карьеризма до мещанского практицизма всего лишь один шаг.


    С большой симпатией изображены в романе рабочие. Даже Короедов вынужден признать, что эти люди «имеют свою гордость». Тема рабочего класса, хотя и стоит на втором плане, тем не менее играет большую роль в раскрытии идеи романа. Ярко и убедительно показал писатель солидарность рабочих, их организованность, мужество. А это определяет поведение персонажей первого плана и прежде всего Короедова, а также Полынова. Писатель иногда рисует рабочих внешне непривлекательными. Но за грубой оболочкой он умеет увидеть прекрасную душу труженика, его благородство и душевную стойкость. Вот как описан слесарь из депо (через восприятие Пети): «Петя… смотрит мимо туповатого, мокрого, с раскосо-осоловелыми глазами лица^и видит другое лицо этого деповца — с орлиными глазами, смелое и грозное, с выражением сосредоточенности, долго копленной силы, которая ждет только момента, туго свернутая, как спираль, и вся укладывающаяся в боевой клич: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"