Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Тема сочинения по циклу рассказов Тургенева «Записки охотника»

7.01.2010

Центральным произведением в раннем творчестве писателя были «Записки охотника», сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. Здесь Тургенев вплотную подошел к постановке коренного вопроса русской жизни тех лет, подводя читателей к выводу, что именно закрепощенный народ составляет живую душу нации.


Антикрепостническая   направленность    «Записок   охотника» выражалась прежде всего в прямом противопоставлении помещиков и крепостных крестьян. С нескрываемой иронией рисует Тургенев разные типы крепостников с одной стороны, патриархального Стегунова   («Два помещика»), с умилением прислушивавшегося, как на конюшне по его приказу секут крестьянина, и, с другой стороны, внешне культурного и образованного Пеночкина («Бурмистр»), оказывающегося таким же жестоким и бездушным угнетателем. Тургенев, нигде не обозначавший времени и места создания рассказов, вошедших в состав «Записок охотника», сделал исключение для   «Бурмистра», обозначив в конце:   «Зальцбруни, в Силезии, июль, 1847 г.» Это была явная подсказка для тех читателей, которые знали, что там и в то же время Белинский написал свое знаменитое «Письмо к Гоголю», идеи которого особенно отчетливо проявились как раз в «Бурмистре».


Совершенно иначе нарисованы в «Записках охотника» крестьяне: умный, хозяйственный Хорь, Калиныч с его поэтической натурой, бесконечно терпеливая Лукерья, талантливый Яков Турок, любознательные, одаренные ребятишки из «Бежина луга». Душевная щедрость, трезвый ум и благородство, высокая духовность и самоотверженность — таковы черты русского национального характера, поэтически воспроизведенные Тургеневым. И именно эти люди, наделенные высокими нравственными качествами, мыслящие и совестливые, обречены были быть «собственностью» того или иного помещика, как правило, тупого и пошлого. Тем самым ярко и убедительно показывалась и доказывалась моральная неоправданность, бесчеловечность крепостного права, нарушавшего основные естественные неотъемлемые права человека.


Рассказы, входящие в единый цикл «Записки охотника», объединяются благодаря общей идейно-тематической основе и наличию образа охотника, ставшего композиционным стержнем всей книги. Повествователь воспринимается не как условная фигура (безликое, связующее звено), а как одно из действующих лиц, нарисованных в соответствии с требованиями реалистического искусства, Ему придана жизненная достоверность. Это, как правило, очевидец события, которое описывается; отсюда и доверие к его рассказу, возрастающее еще и потому, что он сам вызывает симпатию как личность. Рядом деталей Тургенев подчеркивает его искренний интерес к людям, глубокое уважение к крестьянам-собеседникам, любовь к природе и народной песне и т. д. Через образ повествователя в первую очередь проявляется авторское сознание в «Записках охотника». При этом чрезвычайно существенно, что охотник вовсе не стремится научить крестьян чему бы то ни было. Напротив, он сам учится у них. Так, беседы с Хорем приводят его к важным выводам о деятельности Петра I, о характере русского человека: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет,— ему все равно». Легко заметить, что в этих словах по существу уже намечен Евгений Базаров. Прочитав первые рассказы из «Записок охотника», Белинский проницательно заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».


Пленительные пейзажи, признанным мастером изображения которых был Тургенев, становятся в «Записках охотника» дополнительным средством авторской оценки действительности. Вне родной природы даны помещики; любимые герои писателя, напротив, нарисованы в органическом единстве с нею. Одним из первых Тургенев открыл красоту природы средней полосы России, показал слияние человека из народа с окружающим его миром. Пейзаж у Тургенева не просто некий нейтральный фон. Он играет важнейшую роль в структуре произведения, являясь мощным средством раскрытия авторской концепции.


К «Запискам охотника» примыкают повести «Муму» и «Постоялый двор», созданные Тургеневым в 1852 г. В них резко противопоставлены крестьянский мир и мир помещиков. В повестях речь идет об огромных возможностях народа и вместе с тем о его напрасно загубленных силах. Таков Герасим («Муму»), отличающийся не только физической мощью, но и духовной цельностью, твердыми нравственными принципами. Он одерживает моральную победу над барыней и становится воплощением тех положительных черт русского народного характера, которые найдут дальнейшее развитие в русской литературе 60-х годов. Утверждение Величия, талантливости, душевного богатства и красоты простого русского человека, новые принципы изображения народа, замечательное мастерство писателя, искусство пейзажа — все это знаменовало целый этап в истории русского и европейского реализма.


В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны. Началось это еще в его ранней повести «Андрей Колосов» (844), отразилось и в «Записках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 848). В новых повестях «Переписка» (844 — 854), «Дневник лишнего человека» (850), «Яков Пасынков» (855) внимание писателя сосредоточено на изображении современного человека с его напряженными философскими исканиями, углубленным самоанализом, носящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.


Тема «лишнего человека» не случайно привлекала внимание Тургенева в 50-е годы, когда особую остроту приобретал вопрос о деятелях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием,— человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозможности найти свое место в жизни. Именно от Тургенева берет свое начало самый термин «лишний человек», который стал определением важного общественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений русской литературы.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"