Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Трагедия рода Половцев в романе «Всадники» Юрия Яновского

12.01.2010

«Всадники» Юрия Яновского стали выдающимся явлением в литературе двадцатого столетия. В этом небольшом по объему произведении, которое состоит из восьми сюжетно завершенных новелл, изображена широкая картина гражданской войны в Украине, когда свирепствовали сабли, бои были отчаянные и беспощадные, воля билась с неволей, правда с несправедливостью.


Украинский народ уничтожал сам себя под флагами классовых противостояний. Гибли бойцы на фронтах гражданской войны – погибал, распадался род. Это трагедия народа, государства. Мотив разрушения человеческого рода ярко раскрывается уже в первой новелле романа. Название новеллы «Двойной круг» имеет символическое значение: история развивается «по спирали», поскольку народ наш уже знал трагедию, когда измена рода становится изменой Родине. Но история не научила украинцев. В степи сошлись в бою армейские отряды разных политических взглядов. И родные братья Андрей, Аверкий, Афанасий, Иван и Саша – сыновья честного рыбака Мусия Половца – оказались представителями разных, непримиримых групп.


Братья стали врагами, воюют друг против друга. Род распадается, разрушаются сами основы жизни, и как следствие – не реки крови разлились, а море, огненное море… Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга. Каждый из братьев Половцев по-своему борется за будущее Украины, ощущает свою правду, но никто из них не хотел понимать другого, считая себя вершителем судьбы всех. И защищая свои интересы, свою правду, брат поднимает руку на брата. Поочередно летят на землю головы деникинца Андрея, петлюровца Аверкия, махновца Афанасия. Непобедимым остается только большевик Иван, что целиком согласовывало с развитием послереволюционной истории. И в каждом случае побежденный перед смертью вспоминает мудрые слова отца Половца: «Тому роду не будет перевода, в котором братья живут в согласии». Но не слушает этих слов победитель, толкует их согласно своим политическим взглядам. Для офицера-монархиста Андрея существует только «мать Россия», никакой Украины он не признает. Аверкий, наоборот, борется за самостоятельную и независимую Украину, хочет, чтобы украинский народ был сам творцом своей судьбы, а не рабом в «единой и неделимой». За измену Украине Аверкий осуждает брата насмерть. Когда Андрей вспоминает отцовские слова о святости рода, Аверкий отвечает:

  • «Род — это основа, а прежде всего государство, а когда ты на о государстве не думаешь, тогда род пусть плачет, тогда брат брата зарубит..».
  • Для Аверкия государство дороже родственных связей с Андреем, он убежден, что род переведется, а государство будет. Трагедия Андрея и Аверкия в том, что они оба не правы. Андрей не понимает значения независимого государства для рода Половцев, а брат не борется за сохранение рода, без которого государство существовать не может. Аверкий даже не пробует убедить Андрея перейти на его сторону, чтобы увеличить тем самым количество борцов за независимую Украину. При встрече с махновцем Афанасием Аверкий ставит в укор ему равнодушное отношение к судьбе украинского государства:

  • «…мамочка Украина кровавыми слезами плачет, а ты гайдамачишь по степям с ножом за голенищем». Осужденный Афанасием на смерть, он вспоминает отцовскую науку. Но не задумался над мудрыми словами брат, который проповедовал вольность: «Род в государство врастает, в закон и ограничения, а мы анархию несем на плечах, зачем нам род, когда не надо государства…».
  •  Именно в этом кроется трагедия Афанасия, который ничего не может дать родной земле, кроме крови и грабежей. Но душа анархиста еще не совсем опустошена: он сознает свою вину за смерть братьев и хоронит Андрея и Аверкия:

  • «Пусть не говорят, что я родом пренебрег».
  •  Следующий бой происходит между махновцами и красными конниками во главе с большевиком Иваном Половцем, который служит революции, интернационализму. Иван уверен, что только их правда несет счастье людям, и призывает плененных махновцев становиться рядом и воевать за правду бедных. В тот же время Иван проявил большевистское отношение к непокорности. Когда часть плененных отказалась встать в красные ряды и начала убегать с поля боя, он приказал приготовить пулемет и прикончить всех. Этот поступок поразил даже отчаянного анархиста. Афанасий понял, что от красных нельзя ждать милости, но все же обращается к Ивану: «…здесь уже двое погибло, а тому роду не будет перевода, в котором братья живут в согласии». Слова эти должны были взволновать брата-большевика, расшевелить в его душе милосердие. Но Иван ответил: «…род распадается, а класс стоит…». С большевистской точки зрения братоубийство происходило потому, что братья были хотя и одного рода, но не одного класса. В небольшой новелле Юрий Яновский мастерски раскрывает причины социального выбора каждого из братьев, попутно указывая, где набрался монархического духа Андрей, националистического — Аверкий, анархистского — Афанасий, большевистского — Иван. А суть свою братья Половцы показывают в беспощадном бою  на поле битвы, где решалась судьба рода Половцев и всей Украины. Писатель убеждает, что в том бою нет настоящего победителя, так как гибнет род перед силой интересов классовых. Даже сама природа дождевыми слезами, которые текут по лицам бойцов, оплакивает эту страшную гибель семьи, рыдает ливнем над трагической судьбой детей Украины. Если бы появилась на поле боя старая Половчиха, то плакала бы над каждым из своих сыновей, и ее надклассовые слезы были бы одинаково соленые. Мать оплакивала бы гибель своего рода.


    Так и Мать-Украина кровавыми слезами плачет над своими погибшими детьми. Мы видим настоящую трагедию рода Половцев – в братоубийственной гражданской войне. Своим романом Юрий Яновский подчеркивает, что без единства, взаимопонимания, без уважения к своему роду невозможно достичь желаемой цели. Писатель предостерегает нас от раздора. Только национальное единение, только гражданский мир обеспечат Украине счастливое будущее.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"