Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Ростовы и Шерер

29.10.2012

На уроках литературы мы читали и анализировали роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир».  В этом произведении ведётся повествование о жизни нескольких семей на протяжении некоторого времени. Одними из главных семей являются Ростовы и так называемый салон  Анны Павловны Шерер – дамы из светского общества.


На основе сравнения этих двух противоположных семей автор хотел показать, что положительными героями являются те люди, которые по своему духу близки к народу.


Именно поэтому после сцены  в салоне Шерер, который пропитан ложью и лицемерием показаны именины в доме Ростовых. Все живое, будь то мысль или чувство, гаснет в обстановке салона . Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой “веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”. Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества. Всё в этом месте неестественное, наигранное, чужеродное для чуткой души человека. Обратная же картина происходит в доме Ростовых. Главными чертами этих людей являются радушие, сердечность, гостеприимство. И даже случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых не злое осуждение и критику, а добродушный смех графа Ростова, любопытство у молодёжи.  Хотя   с отеческой ноткой Марья Дмитриевна  пожурит бедного Пьера, сделает она это не в порыве гнева, а только от желания сделать этого человека лучше и преподать ему урок: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шёл”. Интересен и сам образ тётушки — графини Марьи Дмитриевны. Она “всегда говорила по-русски”, не признавая светских условностей. Надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И как все почтительно встали перед ней! Это был не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тётушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме. Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души.


Одна из самых отвратительных фигур высшего общества признанная красавица Элен, бездушная, холодная, жадная и лживая. «Где вы — там разврат, зло!» — бросает ей в лицо Пьер,  При живом муже она советуется, за кого из высокопоставленных вельмож ей лучше сначала выйти замуж, с легкостью меняет веру, когда ей это нужно. Даже Наполеон при встрече с ней скажет «Это – прекрасное животное». Элен — красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле “как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших” по нему. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит, потому что одинаковая всегда и для всех.  Это маска, скрывающая пустоту души. Противоположное Элен лицо – Наташа Ростова.  Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя: “Чему она так рада? О чем она думает? … И чем она счастлива?” Наташа счастлива просто от того, что она живёт, Во всех своих поступках маленькая Ростова следует законам простоты, доброты и правды. В этом счастье её жизни.


Совершенно противоречиво мнение этих семей на конфликт между Россией и Францией. Даже такой всенародный подъем России, как Отечественная война, не может изменить этих низких, лживых, бездушных людей. Первое чувство Бориса Друбецкого, случайно узнавшего раньше других о вторжении Наполеона на нашу территорию, — не возмущение и гнев патриота, а радость от сознания того, что он может показать другим, будто ему известно больше, чем остальным. Смешны «патриотическое» желание Жюли Карагиной говорить только по-русски и штраф за каждое французское слово в салоне Анны Павловны Шерер. Как противен и мерзостен Берг, покупающий во время всеобщего отступления из Москвы по дешевке «шифоньерку и туалет» и искренне не понимающий, почему Ростовы не разделяют радость его приобретения.


Толстой с чувством радости от того, что есть и другие представители высшего света, лучшие люди России показывает патриотизм Ростовых. В отличие от московских и петербургских салонов, мы слышим в их гостиных русскую речь, видим истинно русское желание помочь ближнему, гордость, достоинство, нежелание преклоняться перед богатством и знатностью других.


Сравнивая два совершенно разных общества, Лев Толстой показывает, что видит в Ростовых положительных героев. Он не раз докажет это на протяжении всего романа-эпопеи.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"