Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Двойственность лирики Тютчева

28.04.2011

Во второй половине XIX века в русскую словесность начало входить новое философское понятие космическое сознание. К числу избранных высокоинтеллектуальных людей, якобы обладающих таким сознанием, причисляли Ф. И. Тютчева. Он умел, по свидетельству А. Фета, вместить в небольшом объеме книги столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. Действительно, в стихотворениях Тютчева в поэтической форме нашла отражение глубокая философская мысль о состоянии природы и Вселенной, о связи человеческой, земной жизни с жизнью в Космосе. Отсюда мнение о поэзии Тютчева как о непонятной, созданной для немногих, избранных.


Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,


И в оный час явлений и чудес


Живая колесница мирозданья


Открыто катится в святилище небес…


Зато наши современники по достоинству оценили поэзию Тютчева. Томик его стихов побывал в космосе. Поражает гениальное предвидение поэта, как бы увидевшего Землю из глубин космоса:


Небесный свод, горящий славой звездной.


Таинственно глядит из глубины,


И мы плывем, пылающею бездной


Со всех сторон окружены.


В семидесятые годы поэт придается философским раздумьям. Он пережил многих близких, устал от смертей:


Дни сочтены, утрат не перечесть.


Живая жизнь давно уж позади.


Передового нет, и я, как есть,


На роковой стою очереди.


Грядущую смерть поэт воспринимает как неизбежность, он подготовился к ее приходу, но гораздо тяжелее ему от сознания, что умирает душа:


Как ни тяжел последний час


Та непонятная для нас


Истома смертного страданья,


Но для души еще страшней


Следить, как вымирают в ней


Все лучшие воспоминанья…


Поэт говорил, что вся наша жизнь это ожидание и подготовка к смертному часу, а когда он наступает, все же повергает нас в изумление. Об одном мечтал Тютчев, чтобы достойно встретить свой смертный час.


Не знаю я, коснется ль благодать


Моей души болезненно-греховной.


Удастся ль ей воскреснуть и восстать.


Пройдет ли обморок духовный


Но если бы душа могла


Здесь, на земле, найти успокоенье.


Мне благодатью ты б была


Ты, ты, мое земное провиденье!


Последнее стихотворение Тютчева посвящено его жене, остававшейся с ним до конца, понимавшей, как никто другой, душу поэта. Его любовь к Денисьевой была для Эрнестины Федоровны священной. Она хорошо понимает сердце и душу поэта. Эта женщина смогла сохранить любовь и преданность человеку, которого боготворила всю жизнь, несмотря на его временные охлаждения:


Она сидела на полу


И груду писем разбирала,


И, как остывшую золу,


Брала их в руки и бросала…


О, сколько жизни было тут,


Невозвратимо пережитой!


О, сколько горестных минут.


Любви и радости убитой!..


Эрнестина Федоровна смогла осветить теплотой и любовью последние, самые трудные годы жизни поэта. Он отвечал ей признательностью и вниманием. Жена буквально упивалась беседами с ним, и Федор Иванович, почувствовав в ней родственную душу, охотно делился своими житейскими впечатлениями, мыслями о политических событиях и даже религиозно-философскими идеями, которые возникали у него в связи с этими событиями.


Одно из последних стихотворений, написанное уже совершенно больным поэтом, также посвящено Эрнестине Федоровне. Оно короткое, незавершенное, написанное на случай, но сколько признательности и теплоты высказывает поэт своей верной подруге:


Все отнял у меня казнящий Бог:


Здоровье, силу воли, воздух, сон.


Одну тебя при мне оставил он,


Чтоб я ему еще молиться мог…


Эта женщина взяла на себя добровольное обязательство собрать воедино и издать многое из написанного мужем. Она заботилась о лучшей подаче материала, внутреннем оформлении издания. Ее работа была высоко оценена В. Брюсовым.


Психология это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского Преступление и наказание, который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.


Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.


Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя Мертвые души, говорили о том, что сад это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение Тени сизые смесились…:


…Жизнь, движенье разрешились


В сумрак зыбкий, в дальний гул…


Мотылька полет незримый


Слышен в воздухе ночном…


В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук у, что создает настроение тоски.


…Сумрак тихий, сумрак сонный,


Лейся в глубь моей души,


Тихий, темный, благовонный,


Все залей и утиши…


Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как т, и, у, что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.


Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения.’ Например, стихотворение Еще земли печален вид…:


Душа, душа, спала и ты…


Но что же вдруг тебя волнует,


Твой сон ласкает и целует


И золотит твои мечты..


В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.


Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень это не только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение Осенний вечер, где можно увидеть мотив души:


Ущерб, изнеможенье и на всем


Та кроткая улыбка увяданья,


Что в существе разумном мы зовем


Божественной стыдливостью страданья.


Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова душа, но ее присутствие мы видим в кроткой улыбке увяданья. В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:


…Слезы людские, о, слезы людские,


Льетесь вы ранней и поздней порой…


Льетесь безвестные, льетесь незримые,


Неистощимые, неисчислимые,


Льетесь, как льются струи дождевые


В осень глухую порою ночной.


В этом стихотворении Ф. И. Тютчева слезы людские льются из-за мучений, терзаний в осень глухую пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора:


Льетесь…


Льетесь…


Льетесь…


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"