Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Каллиграфия и стенография

24.05.2011

С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во – вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» – «красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма. Каллиграфия приближает письмо к искусству.


Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты: латинские унциал, полуунциал, курсив, готическое письмо, славянские устав, полуустав, вязь и др. непревзойдёнными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа (ведь изображение сродни созданию, которое должно быть наделено душой, а вдохнуть в него душу может один Аллах), поэтому им оставалось только совершенствоваться в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию. Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире.


Чёткие формы египетских иероглифов, как бы застывшие в камне, достигли идеала завершённости. Египтяне совершенствовали своё письмо и в другом направлении. Наряду с монументальной иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. «hieratikos» – «священный»), письмо жрецов, потом демотику (от греч. «demotikos» – «народный»), народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст». В скорописи вырабатывались приёмы упрощённого написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. «ligatura» – «связь»), т. е. слитные написания; допускались определённые сокращения слов и словосочетаний. Отсюда и произошла система сокращённой записи речи – стенография (от греч. «stenos» – «узкий», «тесный», и «grapho» – «пишу»). Такая система использовалась в IV в. до н. э. в Афинах: историк Ксенофонт записал ею воспоминания о Сократе. Она не была единственной.


В Риме в 63 г. до н. э. Марк Туллий Тирон изобрёл собственную систему стенографии. Её знаки имели форму рисунков, упрощённых начертаний букв и могли заменять целые слова. Число таких знаков достигало 5 тыс. системой Тирона, со временем дополненной, пользовались в Европе более тысячи лет. Лишь в XI в., когда в ней вдруг усмотрели связь с колдовством, она постепенно вышла из употребления. Были системы сокращённой записи и на Руси: с их помощью в XV в. записывали «протоколы» новгородского и псковского вече. Широко употребляли титло (~ или ‘): оць – «отец», нн – «ныне», мць – «месяц» (с подсказкой – маленьким с сверху). Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте. Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков.


Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннесса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно. Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т. е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретённую им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчёты о заседаниях английского парламента. Помощью секретарей-стенографисток пользовались и русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Толстой. В РСФСР в 1933 г. была принята разработанная доктором физико-математических наук Николаем Николаевичем Соколовым Единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор. Вжизни и языке всегда присутствуют как достижения прошлого, так и зачатки будущего. Когда количество изменений (их регулярность, обязательность и т. д.) переходит в новое качество? Когда рисунок становится иероглифом? Когда слоговый знак превращается в букву? На эти и многие другие вопросы нет и не может быть окончательных ответов.


Вот вроде бы очевидный вопрос: пользуемся ли мы (при нашем алфавитном письме) иероглифами, или, точнее говоря, словесными знаками? Большинство решительно скажут: «Нет!». Оказывается, пользуемся, и очень часто. Иероглифами являются, в частности, математические, физические и прочие условные знаки «+», «=«, «%», а также цифры и соответствующие обозначения чисел. Мы прочитываем записи типа 2 + 2 = 4 или 100 % словами, следовательно, это словесные знаки, т. е. они соотносятся с целым словом. А как быть с такими текстами, как От реки до дома 100 метров? 100 – это иероглиф, а что такое м? Если читать как «сто метров», буква превращается в иероглиф. Но ведь некоторые люди (особенно школьники) читают как «сто «эм»«, и тогда это всё же буква, хотя ис особыми правилами чтения. Компьютерный диалект сети ФИДО используется в основном для неформального общения её членов, поэтому возникла необходимость передачи эмоций и даже мимики пишущего.


В обычном тексте сделать это достаточно сложно, из-за чего и появились специфические знаки препинания (так называемые смайлики). Для их чтения лучше всего немного наклонить голову влево: тогда можно увидеть стилизованный портрет компьютерщика. Смайлик обычно располагается сразу после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы. Большинство смайликов используется в сокращённой форме – без серединной чёрточки – «носа».


Основные смайлики:


или ( Улыбка. Хорошее настроение или смешная фраза.


или ( Грустно.


:-< Очень грустно.


:-> Сарказм, насмешка.


>:-> Резкая или злая насмешка, на грани оскорбления.


:-Е Огрызнуться, показать зубы.


Подмигивающая улыбка. («Не обижайся, это шутка».)


или ( Озадаченность или нерешительность.


:-\ Нерешительность или сильное удивление.


:-Р Показать язык.


:-* Поцелуй.


:-О Открыть рот от удивления.


Вытаращить глаза. Чаще употребляется в варианте 8-О


:*) Пишущий пьян.


%-) После 15 часов сидения за компьютером.


Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Ударение в слове (если это необходимо) может выделяться заглАвной буквой.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"