Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

27.08.2011

Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были.


Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области. По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи. Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.


И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению. Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит – красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство – это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши. В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.


Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне». Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему – она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой. Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния. Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, – «простота, добро и правда».


В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально – праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, – личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника».


Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.


Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна невидимо металась и прощалась тут с избой своей. Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"