Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение по рассказам Г. Косынки «Мать» и «Гармония»

29.04.2011

Произведение композиционно взвешенный, сюжет развивается динамично, действие насквозь напряженная. Для смертельно больной матери немедленно нужен врач… Но как его привезти, когда вокруг идет стрельба. Под натиском большевиков отступают белополяки. Они отбирают лошадей, мобилизуют подводы и мужчин для перевозки оружия, инвентаря. И Андрея могут забрать. Но большое чувство сыновней любви побеждает страх. Андрей выехал со двора подводой, хотя надежды прорваться сквозь ад были малы. За селом его преграждают белополяки и заставляют подвозить оружие. В душе кипит ненависть, рискуя жизнью, он хочет вырваться: «Плевать мне, что бы бьется в лихорадке армия, – у меня дома так же бьется мать! ..» И хотя ему удалось добраться домой, но он уже не застает живым матери.


Симпатии писателя всегда на стороне найбщниших слоев крестьянства. Правда, в его произведениях события часто развиваются как бы сами по себе, и иногда трудно установить, где авторское видение мира, а где мировоззрения героя. Саму сущность кулачества разоблачает Косынка в рассказе «Гармония». Добро Кирилла Смолярчука, героя произведения, трудом наймитов, таких, как братья Василий и Григорий. Братья попадают в руки штабс-капитана Мичугина, их мучают. Сам капитан, «похожий лицом на пса», со зверским удовольствием чинит расправу. От смерти их рягуе сестра… У Василия, старшего, просыпается чувство человеческого достоинства. Ему вечно будет стыдно за кражу проса и за то, что сестра должна за их жизнь отдать девичью честь. Дорогой ценой досталась им воля. Старший прозревает. Он понимает, что для лучшего, свободной жизни #39;нужно освободиться от ига таких жмоты, как Смолярчук… И выбирает свой путь. «Василий поцеловал брата потрескавшимися губами, посмотрел ему в глаза, полные сострадания, еще и рукой прижал к груди… Никогда так не прощался Гришко с братом! И на брата: «А ты куда?» – Ответил: «Я? В войско. К большевикам.


Большинство рассказов и новелл построены на контрастах, на игре света и тьмы в душах героев. Но все произведения оптимистичны, каждый несет веру в человеческую гуманистическую первооснову. В них нет и тени безысходности. Писатель верил в хорошо начало человека, которая в сложных условиях социального и национального угнетения боролась свободную жизнь, шла на смерть за лучшие идеалы, сквозь тьму пробивалась к свету.


В счастливую будущее верило и щедрое Косинчине сердце защищало и защищало интересы родного народа, самоотверженно поднялось на строение новой жизни.


Во многих произведениях Г. Косынки ощутимый дыхание мастеров слова прошлого, но прежде имеющаяся глубокая индивидуальность творческого дарования художника. Не успеваешь понять, ях стремительно и властно поглощает тебя жизненно правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем существенные, характерные черты определенного жизненного явления. Проследим в новелле «На свеклу», как легко и непринужденно нанизывает автор слово в слово, как вдова Марта, сидящий под калиткой и «вяжет свои мысли, как осеннее солнце бабье лето» на стерне. Ткет писатель красочную гамму, создавая зримую картину из крестьянской жизни: «Лето. Начинает рассветать на свет.


Мать рвет на огороде росистой лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухой хлебец в сумку-рукава… »Короткие скупые фразы. А каждая деталь рисует нам точную эпическую картину. И та «росистая» лук, и бутылка, которым мать растирает щепотку соли, чтобы положить сыну на обед в «мешок-рукав». По этим тихими, ласковыми словами писателя сразу возникает в нашем воображении страданий жизнь матери-вдовы… Она стоит в изголовье сына, которому «очень хочется спать, и пахнет снилось: белеет полями туман, а росой – молоко, холодное и вкусное – вкусное ». Раскрыла свитку, посмотрела на исцарапанные ноги:


«О дети, дети! На свеклу, пузатым служит, весь век скитаться… За что? Где же тогда Бог? Нет, дальше этого не будет, люди… »


Так думает мать-вдова. В ее сознании просыпается надежда, что «дальше этого не будет…» А пока она стоит в окне «молится к кровавой солнечной полосы» и плачет. А «слезы, как золото, катятся по бледным щекам и падают росой на желтую пол…» Писатель не только чувствует тончайшие движения юношеской души, он как большой психолог художественными средствами умеет передать их так, чтобы захватить, взволновать читателя, проникнуться его мыслями, действиями, помыслами. Парень сладко спит. У него свои проблемы (юнацькии), свое видение мира, свое ощущение жизни: «Снилось молоко…» «Сегодня, мама, надо купить том пегом собаке пивплящкы – не дает гонят две строки, нужно пидмазать…» Понимает – без взятки не заработать за лето на штаны. И хотя речь идет о нищете, нищенскую жизнь, и сколько тепла, задушевности, доброты в отношениях, в разговоре сына с матерью, сколько уважения, любви и радости… Парень хватает сапку, бежит в поле. Писатель не фальшивит, будто читает душу юноши. Он понимает чаяния парня: «Боже, если бы гонит сегодня две строки! Какое счастье: две строки – синяя рубашка, хлеб… »


Но он спешит на чужое поле и потому, что там черноволосая Фрося… «Какая она добрая и хорошая…» И вечером, усталые, полусонный, он будет делиться с матерью радостью, что сегодня крюки гнал подве строки, не минует, а скажет матери и о той Прохоренков девушку, которая помогала ему. И когда мать будто ненароком еще раз переспросит, кто переполював ему строки, стыдливо скажет: «Прохоренков… Красивая девушка…» – Парень «зажмурил глаза, покраснел, а мать заметила и спросила:« В сарае будешь спать? «У него пробуждается самосознание – это уже не раб. Растет человек, который понимает: «Работаю, не разгибаясь, стараюсь, сверху печет солнце, а в груди изжога, и где-то глубоко-глубоко мнение теплится:« Мужицкая судьба горькая… »А пока во сне подростка вырисовывается сказочно приятное будущее, где будет жить счастливо его мать и та черноволосая Фрося, что помогает ему, переполюючы строки. А будет ли оно, то счастливая жизнь для крестьян-бедняков? .. Этим вопросом и завершим работу на уроке. Дома ученики подумают, какая судьба постигла наше крестьянство после 20-х годов. Оправдались ли их мечты и надежды на землю, на счастливое, зажиточная жизнь?



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"