Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет»

25.05.2011

Тема любви одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в своем рассказе Гранатовый браслет, который К. Паустовский назвал одним из самых благоуханных рассказов о любви.


Сюжет рассказа взят Куприным из жизни. Но комическая история реального Г. С. Ж. превратилась под пером талантливого писателя в трогательную песнь любви.


Рассказ начинается подчеркнуто обыденно. Жизнь двух супругов, в которой прежняя страстная любовь… перешла в дружбу, пустые разговоры о необходимости нравственно воспитывать порочных детей. Но уже в начале рассказа ощущается какая-то тревога. Сестра дарит княгине Вере, героине рассказа, дамскую записную книжку, переделанную из молитвенника XVII века, и Вера ощущает какое-то необычное чувство.


За праздничным столом в связи с именинами Верочки собираются тринадцать человек, и она чувствует, что это не к добру. А тут еще генерал Аносов начинает рассуждать о том, что из современной жизни ушла любовь, бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Все это является своеобразным прологом к главному событию: княгине Вере приносят письмо и гранатовый браслет от неизвестного Г. С. Ж. . Так входит в рассказ тема любви как трагедии, как величайшей тайны в мире.


Характерно, что эта великая любовь вспыхнула в сердце простого чиновника Желткова. Иными словами, вечная тема любви оказывается связанной с темой маленького человека, которой в свое время отдали дань и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский.


Маленький человек Куприна вызывает не жалость, не снисходительную усмешку Желтков прекрасен в своей чистой и великой любви. Эта любовь стала его потребностью, смыслом жизни. В своем предсмертном письме к Вере он признается: Это не болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».


Символом этой любви становится гранатовый браслет, так неосторожно подаренный Желтковым Верочке. Однако браслет не только символ любви, он еще и символ судьбы.


Зеленый гранат, по преданию, мужчин… охраняет от насильственной смерти, а женщинам сообщает дар предвидения. Желтков отдает браслет и погибает, потому что его тайная любовь стала явной, натолкнулась на жестокость людей. «Вера же, получив браслет, познала эту величайшую тайну любви. Стоя у гроба Желткова, она поразилась умиротворенному выражению его лица, как будто перед смертью он узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, и вспомнила, что подобное выражение она видела на посмертных масках великих страдальцев Пушкина и Наполеона.


Какая важная деталь! Великая любовь возвысила маленького чиновника до уровня гения!


В рассказе большое место занимают две стихии: музыка и природа. Блистательный осенний пейзаж, травянистый запах последних цветов, посеревшее и безмолвное море все это своими прощальными аккордами сообщает рассказу горечь расставания: Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, с изуродованными клумбами… Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.


Музыка же выступает в рассказе как сила, помогающая человеку прозреть. Слушая сонату великого Бетховена, любимое музыкальное произведение Желткова, переданное любимой женщине как завещание, Верочка слышит голос влюбленного в нее человека: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки.


Княгиня Вера поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Но плачет она не от этого, она просто переполнена восхищением перед этими возвышенными, почти неземными чувствами. Перу Куприна принадлежит множество произведений о любви, но ни в одном из них, на мой взгляд, мы не найдем такой психологической глубины постижения этого чувства, как в Гранатовом браслете


Повесть А. И. Куприна Гранатовый браслет поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор, что же есть любовьВо все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. Но универсального ответа нет. Каждый человек на протяжении собственной жизни отвечает на вопрос о любви по-своему. И мелкий чиновник Желтков, посмевший любить княгиню Веру Николаевну, представляется одновременно жертвой судьбы и удивительным возвышенным человеком, ничуть не похожим на окружающих.


Действительно, бескорыстная любовь это явление совершенно уникальное, которое встречается очень и очень редко. Не случайно княгиня Вера Николаевна, находясь у гроба влюбленного в нее Желткова, поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.


В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнает о нем благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своем повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень и очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его. душа стремилась к прекрасному и возвышенному.


Что может быть прекраснее и возвышеннее самой любви. Вера Николаевна по какой-то прихоти судьбы однажды показалась Желткову удивительным, совершенно неземным созданием. И в сердце его вспыхнуло сильное, яркое чувство. Он всегда находился на некотором расстоянии от своей любимой, и, очевидно, это расстояние способствовало силе его страсти. Он не мог забыть прекрасный образ княгини, и его совершенно не останавливало равнодушие со стороны возлюбленной.


Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимого существа. В остальном же любовь была единственным сокровищем бедного мелкого чиновника. При всем желании он не мог быть властен над своей душой, в которой слишком большое место занимал образ княгини. Желтков идеализировал свою возлюбленную, он ничего не знал о ней, поэтому рисовал в своем воображении совершенно неземной образ. И в этом также проявляется неординарность его натуры. Его любовь невозможно было опорочить, запятнать именно потому, что она была слишком далека от реальной жизни. Желтков так никогда и не встретился со своей возлюбленной, его чувства остались миражом, они не были связаны с реальностью. И в связи с этим влюбленный Н Желтков предстает перед читателем оторванным от Н жизни мечтателем, романтиком и идеалистом.


Он наделил лучшими качествами женщину, о которой не знал ровным счетом ничего. Быть может, если бы судьба подарила Желткову хотя бы одну встречу с княгиней, то он изменил бы свое мнение о ней. По крайней мере, она бы не казалась ему идеальным существом, абсолютно лишенным недостатков. Но, увы, встреча оказалась невозможной.


Говоря о любви, нельзя не вспомнить разговор генерала Аносова с княгиней Верой Николаевной. Разговор касается именно этого уникального явления любви. Аносов говорит: Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"