Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Автобиография Бенджамина Франклина как пример произведения автобиографического жанра

20.04.2011

Прежде чем приступать к анализу «Автобиографии» Бенджамина Франклина, необходимо определиться с самим понятием автобиографии. Слово «автобиография» происходит от греческого «autуs» — сам, «bios» — жизнь, «grаpho» — пишу. Это такая форма биографии, где главным героем является сам автор произведения.


Если рассматривать жанр автобиографии и стремление описывать свою жизнь в историческом аспекте, то нужно заметить, что, несмотря на греческое происхождение термина, автобиография как жанр формируется, скорее, в Новом времени, нежели в период античности.


Автобиография представляет собой нечто большее, чем просто самоанализ. Как произведению литературному, ей требуется некая повествовательная форма. В ее истории можно выделить четыре периода, которые не связаны между собой и не следуют непосредственно друг за другом. Эти периоды, прежде всего, совпадают с циклами исторического развития, а в частности, с теми, когда происходили значительные общественные потрясения и перевороты. В подобных условиях у людей особо остро проявляется необходимость самовыражаться. Так постепенно складывается жанр автобиографии.


Первый период развития автобиографии приходится на начало средневековья и связывается с именем святого Августина. Но кроме Августина никто больше не обращался к этому жанру вплоть до наступления эпохи Возрождения.


Возрождение можно считать вторым периодом развития автобиографии. В этот период она поднялась на качественно новую ступень, чему способствовали творения Бенвенуто Челлини (1500 – 1571; «Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано (1501 – 1576; «О моей жизни»), М. Монтеня, Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна.


Автобиографии всех этих авторов носили различный характер, и если Августин свое основное внимание сосредотачивал на описании внутреннего мира, то Челлини, например, делал акцент на мире, окружающем его. Кардано и Монтень в своих автобиографиях проявляют себя мастерами психологического автопортрета, хотя их рассказы и не отличаются большим количеством интересных историй. Так, к примеру, Кардано делает акцент на классификации основных человеческих качеств и их отражении в его характере. Монтень в своем произведении дает отличные характеристики, несмотря на то, что в целом оно лишено какой-то четко выраженной системы.


Третьим периодом можно назвать Эпоху Просвещения, на которую пришелся подъем и расцвет автобиографии как литературного жанра. Большое автобиографическое наследие оставил после себя Ж.-Ж. Руссо, произведения которого были типичны для жанра автобиографии того времени. Среди самых известных его автобиографических сочинений можно выделить «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя» (1802). В них он особо откровенно описывает себя, все стороны своей жизни.


В начале ХХ в. произошли существенные открытия в психологии, что привело к тому, что люди больше внимания стали уделять личности, ее сложности и многогранности. Особенно это касалось теории бессознательных механизмов психической деятельности. Множество различных идеологий, появившихся в это время, породили жесткую конкуренцию, которая впоследствии вылилась в настоящие войны, причем, ведущиеся в таких масштабах по сравнению с которыми все прошлые конфликты представлялись чем-то незначительным. На этот сложный период времени пришлась пора четвертой волны автобиографий. Именно в этот период было написано самое большое количество автобиографических произведений. Неудивительно, что их оказалось больше, чем за все прошлое время в целом. Но отличительной чертой этого периода является то, что становится трудно выделить какой-то определенный тип автобиографии, как типичный для своего времени.


Тем не менее, в ХХ в. было множество выдающихся автобиографов: Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т. Драйзера, Х. Эллиса, А. Жида, М. Горького, Г. Джеймса, Марка Твена, Г. Дж. Уэллса и Ж. П. Сартра можно считать по праву лучшими писателями, творившими в жанре автобиографии в ХХ веке.


Рассматривая автобиографический жанр с литературной точки зрения, можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и «ментальных» событий — по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой — его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются также различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам — по способности автор отобрать самое важное, организовать материал, оценить взаимосвязи причин и следствий.


Цель автобиографии — представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего некоторым временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары — историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество.


Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере, один его прославленный образец, «Прелюдия» У. Вордсворта, завершенная в 1805 г., имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить «Сатиры» и «Послания» Горация, «Новую жизнь» Данте, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «In Memoriam» А. Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике — у Ч. Лэма, У. Хэзлитта, Р. Л. Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо — в сущности, автобиографический «анекдот» и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как и дневниковая запись). Показательны в этом отношении письма Х. Уолпола и Вирджинии Вулф.


Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории — «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Похождения Жиля Блаза» А. Р. Лесажа, «Приключения Родерика Рэндома» Т. Смоллетта, «Роб Рой» В. Скотта, «История Генри Эсмонда» У. М. Теккерея и другие. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода — «Амелия» Г. Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса, «Адольф» Б. Констана, «Она и он» Жорж Санд, «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Сыновья и любовники» Д. Г. Лоренса и «Бремя страстей человеческих» У. С. Моэма.


Как и все просветители, Франклин пытается подойти к обществу и человеку с точки зрения абстрактной «человеческой природы». Поэтому рабство он рассматривает как самое жестокое унижение человеческой природы, как нарушение элементарных биологических законов. Рабство превращает человека в животное-автомат. У раба, заявляет Франклин, вырабатывается привычка даже передвигаться подобно машине, т. е. по желанию своего хозяина, у раба приостанавливается мышление: он знает только одно решающее чувство — чувство страха. Освобожденных рабов, утверждает Франклин, нужно научить пользоваться гражданской свободой, позаботиться об их образовании.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"