Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Что такое «грамматика»?

19.04.2011

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв письменное


Искусство» — от gramma «буква») неоднозначен: он обозначает и науку — раздел


Языковедения, и объект этой науки — объективно существующий в каждом языке


Грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле — как


Совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры


(см. § 8), либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил построения: 1)


Лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных


Высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи


Каждый раз соответственно выражаемой мысли.


Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами


Передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление


Возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в


Значении глагола (ср. моюсь — мою), а выбор формы согласованного определения может


Зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот


Пол, например в этот плакса и эта плакса, мой Саша и моя Саша. Иначе говоря,


Грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом


Содержания и планом выражения языка, т. е – между значением (смыслом) и


Особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила


Построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов,


Правилами перехода от воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к


Закодированному в нем плану содержания.


Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами,


Называют грамматическими значениями. С этим понятием мы уже встретились выше,


Когда начали рассмотрение содержательной стороны слова (см. §95). Однако грам-матич


Еские значения представлены, конечно, не только в отдельных словах и их формах,


Но в еще большей мере — в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом


Предложении. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями


Построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями,


Ударением и т. д., то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам


Присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова,


Обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические средства


(или способы), применяемые в языках, являются формальными показателями


Соответствующих грамматических значений.


Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от


Лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, как бы


Мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и


Называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том, что


В создании целостного значения высказывания, а также значения всех его осмысленных


Частей грамматические значения играют весьма существенную роль, ничуть не меньшую,


Чем лексические значения использованных в высказывании слов. Ср., например,


Сочетания подарок жены и подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и


Получается совсем другой смысл); или достань палку! и достань палкой!: или — с более


Тонким различием — выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в


Последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения создает


Добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и тоже слово вперед,


Употребленное в качестве однословного предложения с повелительной интонацией


(Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?). Именно грамматические значения


Организуют высказывание, делают его адекватным выражением мысли 1 .


Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение


Петров—студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два


Лексических значения: 1) имя собственное Петров выражает представление о конкретном


Лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное студент выражает


Понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров — студент не


Сводится к простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается


В нарочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что


Личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты».


Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова, простых (синтетических) или сложных (аналитических). Именно такие категории охотнее всего обозначают термином «грамматическая категория». В свою очередь они подразделяются на а) формообразовательные, т. е. проявляющиеся прямо в образовании форм данного слова (например, падеж и число в русских существительных, наклонение и время в глаголе) и б) классификационные, т. е. присущие данному слову во всех случаях его употребления и тем самым относящие это слово к какому-то классу (разряду) слов. Классификационные категории проявляются косвенно, например, в формах других слов, связанных с данным в контексте (такова категория рода в русском имени существительном: каждому существительному присущ, как правило, какой-то определен-ный род — мужской, женский или средний, а проявляет себя эта принадлежность к определенному роду в формах того слова, которое согласуется с именем существительным).


Грамматическим категориям, связанным с отдельным словом, противостоят


Грамматические категории, проявляющиеся только в рамках целого предложения или


Сочетания знаменательных слов (такие, как «утверждение : вопрос» или «простое :


Приблизительное указание количества», см. § 141).


По характеру передаваемых значений грамматические категории можно


Разделить на три типа: 1) Объективные по преимуществу отражают наблюдаемые и


Преломляемые сознанием человека связи и отношения объективной действительности


(например, число в именах существительных). 2) Субъективно-объективные отражают


Соотношение между описываемой ситуацией и положением субъектов — участников


Общения (категории лица, времени) или устанавливают тот угол зрения, под которым


Рассматривается действительность (залог, вид, определенность/неопределенность,


Выражаемая в ряде языков артиклем). 3) Формальные используются главным образом для


Сигнализации факта связи между словами, но не отражают каких-либо различий в


Объективной действительности или в ее субъективном восприятии (грамматический род у


Тех существительных, у которых он не связан с полом).


§ 145. Грани между перечисленными типами изменчивы. Граммемы большинства


Категорий многозначны; из своего «с е м а н т и ч е с к о г о спектра», т. е. из набора


Потенциально присущих им в языке значений, они в речи, в разных случаях


Употребления «актуализируют» то одно, то другое. Так, в русском языке 2-е лицо может


Выступать и в значении «адресат речи», и в так называемом обобщенно-личном значении,


Например в пословицах типа Что посеешь, то и пожнешь, где 2-е лицо относится к


Любому человеку. Множественное число чаще всего обозначает раздельное множество


Предметов, единиц («Книги лежали на столе», «Студенты пришли на консультацию»), а у


Некоторых существительных множество разновидностей, сортов данного вещества


(«сухие вина», «эфирные масла»). Оно может экспрессивно указывать на большое


Количество чего-либо, не исчисляемого единицами (снега, пески), либо относиться к


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"