Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Глубина поэтического мира С. А. Есенина

1.08.2011

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных мест, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто погружался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины – основное в его творчестве. Стихи поэта грустные, как смутная была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения.


С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина:


«Родился я с песнями, в травяном одеяле…».


Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, оно мог ошибаться и делать ошибки. Оглядывая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном – в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его размышлениях о будущем села. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, что дорог особенно тем, которые в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует черты родной стороны:


Свет луны, таинственный и длинный,


Плачут вербы, шепчут тополя…


Вторжение в сельские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.


В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники «стального коня». Сердечные страсти поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни – нищем и «безвыходным», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старое село: «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям…».


В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только мощное средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:


Что ж, дайте косу, я вам покажу,


Я ли вам не домашний,


Я ли вам не близкий,


Памятью деревни я ль не дорожу?


В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления о прошедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающей многие стихи поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам. Поэт чувствует роковую течение времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».


Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, печаль – разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной темой – темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в хрупкости счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:


Как бы не был хорош Шираз,


Он не лучше рязанских Раздолей.


Современники вспоминали, что Есенин имел необычное личное обаяние, а его стихи – магическую силу. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-то свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой популярности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин – это вечное».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"