Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Гольдини и Гоцци

15.04.2011

Поскольку век Просвещения нуждался в идейно насыщенной драматургии, писатели и ученые обратились к теории. Они писали эстетические трактаты, в которых критиковали оперу и комедию «дель арте», утверждали принципы классицизма.


Создателем национальной классицистической трагедии, связанной с идеологией Просвещения, стал Витторио Алъфъери (1749—1803).


Значительного развития в XVIII в. в Италии достигла поэзия. Следуя национальной традиции, поэты часто прибегали к импровизации (стихи сочинялись на любую тему, заданную слушателями). Главным жанром в поэзии этого времени была ода на сюжеты религиозные и героические, любовные и комические в духе Горация, Пиндара, Анакреонта или Петрарки. Наиболее значительным поэтом был Джузеппе Парини (1729—1799), автор большого числа лирических и гедонистических стихов. Он ядовито высмеивает бездельников-дворян, их нравы и времяпрепровождение. Его ода «Нищета» (1765) была навеяна книгой философа-просветителя Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764). Вслед за Беккариа Парини доказывает, что преступления порождаются нищетой, а в разумно и справедливо организованном обществе преступности не будет. Литература XVIII в. готовила освободительное движение в Италии XIX ст.


КАРЛО ГОЛЬДОНИ (1707-1793)- Творчество Гольдони связано с борьбой за утверждение просветительской драматургии в Италии. Он преобразовал господствовавшую на итальянской сцене и к тому времени пришедшую в упадок «комедию масок», заменив ее условные персонажи живыми характерами, а импровизацию — обязательным для актеров авторским текстом. Комедии Гольдони естественны и сценичны, написаны ярким народным языком. Образы чванливых и пустых аристократов, жизнедеятельных и добропорядочных буржуа, остроумных и веселых слуг созданы пером наблюдательного писателя-реалиста. Часть комедий Гольдони написана на венецианском диалекте, часть же — на общелитературном итальянском языке (Гольдони стремился стать национальным драматургом Италии, а не только автором, популярным у венецианского зрителя).


Феодал (1752)


— комедия о распутном, эгоистичном и высокомерном маркизе Флориндо, в которой с полной очевидностью проявилось негативное отношение Гольдони к аристократии. Маркиз вместе со своей матерью приезжает в доставшееся ему по наследству поместье. Крестьяне, встретившие его с почестями, вскоре убеждаются, что их дочери и жены с приездом господина подвергаются большой опасности. Они решают проучить его, проявляя при этом много остроумной выдумки и смелости. В конце концов маркиза избивает крестьянин, к жене которого тот направлялся, переодевшись в платье пастуха. Комедия завершается тем, что крепко проученный феодал по настоянию своей расчетливой матери женится на разумной и красивой сироте Розауре, собиравшейся по суду отобрать у него имение, которое, оказывается, принадлежало ей по закону.


Карло Гоцци (1720-1806) – — один из самых значительных итальянских писателей XVIII в. Происходил из обедневшей венецианской аристократической семьи, близкой к литературным кругам. С самого начала своей творческой деятельности Гоцци в статьях, сатирических стихах и других сочинениях повел борьбу с любимцем венецианской публики Гольдони, пьесы которого, по мнению Гоцци, грешили недостатком вкуса и излишней реалистичностью. Гоцци ратовал за возрождение традиций «комедии масок». Между 1761 и 1765 гг. им были поставлены десять «сказок для театра», написанных в духе старинной итальянской комедии. Пьесы Гоцци, соединяющие в себе изящество, богатую фантазию, поэтичность, комический и пародийный элемент, гуманистичны по содержанию: в них торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Кроме «сказок для театра», Гоцци написал ироикомическую поэму «Причудница Марфиза» (1761 — 1768) и обширную автобиографию «Бесполезные мемуары» (1797—1798). Комедиограф, долгое время пользовавшийся неизменным успехом у венецианцев, в последние десятилетия XVIII в. был забыт и умер в бедности.


Любовь к трем апельсинам (L’amore delle tre melarance. 1761)


— пьеса, сразу же завоевавшая шумный успех у венецианского зрителя. В ней нет привычного диалога: дается лишь канва для импровизации актеров, однако движение сценического действия тщательно разработано и подробно оговорено. Гоцци использовал сюжет популярной детской сказки. Он создал пьесу яркую, полную движения, волшебных превращений, сценических эффектов. Наследный принц Тарталья, сын короля Треф, страдает тяжелой меланхолией. Он может выжить только в том случае, если кто-нибудь рассмешит его. После многих бесплодных попыток Труффальдино добивается улыбки принца, раздразнив фею Моргану. Взбешенная Моргана в отместку внушает Тарталье непреодолимую страсть к трем волшебным апельсинам, которые хранятся у феи Креонты. Преодолев множество препятствий, принц завладевает апельсинами, но сопровождающий его Труффальдино, нарушив запрет, разрезает их, чтобы утолить жажду. Две девушки, оказавшиеся в апельсинах, умирают. Третья, Нинетта, остается в живых и становится невестой принца. Но Моргана превращает ее в голубку, и лишь после новых приключений принц Тарталья справляет свадьбу с прекрасной Нинеттой.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"