Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Краткое содержание романа Золя «Карьера Ругонов»

25.04.2011

В авторском предисловии ярко отразились теоретические положения натурализма и направление, в котором в дальнейшем развиваться содержание романа.


Я хочу показать, как одна семья, небольшая группа людей, ведет себя в обществе, как она, развиваясь, дает жизнь десяти, двадцати индивидам, что, на первый взгляд, совсем не похожи друг на друга, но, как показывает анализ, очень тесно связаны между собой. Наследственность, так же, как и сила тяжести, имеет свои законы.


Решая двойное вопрос – о темпераментах и среду, – я постараюсь найти и проследить ту нить, математически ведущую от одного человека к другому. И когда в моих руках будут все нити, когда я соберу целую социальную группу, я покажу ее в динамике как действующее лицо определенной исторической эпохи, воспроизвести всю сложность обстановки, в которой она проявляет свои усилия; одновременно я проанализирую свободу каждого из ее членов и общий напор всех вместе.


Характерные черты Ругон-Маккаров, той группы, той семьи, которую я берусь изучать, – это безудержное желание, неугомонность нашей эпохи, стремящегося жизненных утех. С физиологической точки зрения – это медленное чередование нервного расстройства и заболеваний крови, проявляющихся из рода в род как следствие первого органического повреждения; именно они определяют, в зависимости от окружения, чувства, желания, страсти каждого из индивидов, все природные и инстинктивные проявления человека, производные которых условно называются добродетелями и пороками. Исторически люди выходят из народа, они распыляются по всей современной общественности, достигают высоких должностей, благодаря тому глубоко новейшем импульсу, который получают низшие классы, пробивающиеся сквозь социальную толщу. Таким образом, своими личными драмами они рассказывают о Второй империи, начиная от ловушки государственного переворота и кончая седанською предательством.


Роман начинается с описания одного из главных героев и членов многочисленной семьи – Сильвера, который на старом заброшенном кладбище ждет свою любимую девушку Мьетту.


Юноша сел на плиту с видом человека, решившего долго ждать. Казалось, он не чувствовал даже холода. С полчаса сидел и не шевелился, задумчиво глядя в темноту глаза. Угол, который он избрал себе, был сначала в тени, но вскоре месяц, поднимаясь вверх, пришел к нему; председатель юноши оказалась в волнах яркого света.


Юноша этот был мужественный на вид; тонкий рот и нежная кожа свидетельствовали о его молодость. Ему, наверное, было лет семнадцать. Он был красив какой-то своеобразной, характерной красотой.


Худощавое, продолговатое лицо его казалось высеченным рукой мощного скульптора. Высокий лоб, нависшие дуги бровей, орлиный нос, широкий подбородок, впалые щеки с выпученными скулами придавали его лицу выражение особой энергичности и силы. С годами это лица, видимо, станет очень костлявым и тощим, как у странствующего рыцаря. Но сейчас, когда юноша мужал, когда на его щеках и на подбородке пробивался пушок, суровость лица сглаживала какая очаровательная нежность, детская невикинченисть отдельных черт. Теплые черные глаза с нежным, еще юношеским выражением тоже предоставляли мягкости его энергичному виду. Не каждая женщина полюбила бы этого юношу: ему было далеко до красавица. Но все его черты так горели жизнью, так манили к себе симпатией, красотой подъема и силы, что здешние девушки, эти смуглые дети Юга, вероятно, заглядывались на него, когда он жаркими июльскими вечерами проходил мимо их окна.


Параллельно с линией Сильвера идет рассказ о основательницу рода – Аделаиду Фук, происходившей из зажиточных мещан, но не была столь прагматичной, как ее окружения, чтобы выбрать спутника жизни среди себе подобных. Распущенность, тяга к чувственным наслаждениям была в крови Аделаиды, поэтому она и потянулась к Маккара, воспалительного разбойника и контрабандиста, который не считал целесообразным заключать брак, поэтому его дети Антуан и Урсула были незаконнорожденными, а сам Маккар погиб во время очередной контрабандистские операции, опираясь полиции. После смерти Маккара Аделаида охладела ко всему миру, к детям и хозяйству. Если бы не мужик Ругон, который приспособился к необычной поведения Аделаиды, все пошло бы прахом. От их брака родился сын Пьер.


Пьер, законный сын Аделаиды, то инстинктивно, а может, даже сознательно, понимая уже, что чужие люди относятся к нему хуже, чем к другим детям его матери, еще сызмальства возненавидел брата и сестру. Во время ссор он, как хозяин, бил Антуана, хотя и был много слабее его. Что касается Урсулы, этой маленькой, хрупкой, бледной девочки, то ей доставалось как от одного, так и от второго брата. До пятнадцати или шестнадцати лет все трое били друг друга по-свойски, не задумываясь над своей взаимной непонятной ненавистью и не осознавая, которыми чужими они были между собой. И только уже в юности, когда сложились их характеры, они столкнулись как сознательные лица.


В шестнадцать лет Антуан уже был юношей, в котором воплотились, словно слиты воедино, все недостатки как Маккара, так и Аделаиды. Однако от Маккара их было больше: Антуан унаследовал его любовь к бродяжничеству, его склонность к пьянству, его звериную вспыльчивость. Но под влиянием нервной натуры Аделаиды эти недостатки, проявлявшиеся в его отцу с какой сангвинический откровенностью, у сына превратились в лицемерную и боязливо скрытность. От матери, этой сладострастной женщины, которая не гнушалась никаким, даже самую гнусную кроватью, только в нем можно было поваляться, когда вздумается, и уютно поспать, он унаследовал полное отсутствие достоинства, силы воли, эгоистичность. О Антуана говорили: О! Это разбойник У него нет даже Маккаровои смелости; если он и убьет когда-нибудь, то убьет исподтишка, булавкой . Физически Антуан унаследовал от матери только крупные губы; все остальные черты были от отца, но несколько смягчены, не такие выразительные и более подвижны.


В Урсуле, напротив, преобладали физические и моральные материнские черты. Правда, и здесь была смесь обоих начал, но смесь некая внутренняя: бедная девочка была второй в своей матери, она родилась тогда, когда Аделаида любила еще со всей страстью, а Маккар уже значительно спокойнее, казалось, что Урсуле передались, вместе с полом, выразительные черты темперамента ее матери. Однако здесь не было полного слияния двух натур, скорее это была какая их смежности, наслоения, некое тесное сближение. Неуравновешенный Урсуле были присущи тем замкнутостью, грустное настроение, время вспыльчивость парии. Но чаще она нервно хохотала или нежно мечтала, как сумасшедшая женщина, глаза ее с растерянным, как у Аделаиды, взглядом были прозрачные, кристальной чистоты, как у котят, которые умирают от сухотки.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"