Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Маленькие рассказы писателя. Произведения Хармса для детей

1.08.2011

Даниил Хармс — это такой писатель, чье творчество не поддается никаким логическим объяснениям и разборам. Ну как можно найти смысл, читая его рассказы про вываливающихся из окон старушек, тюкающих по полену женщин, меняющих свои одежды и маски классиков. Он весело и непринужденно выходит за границы реальной действительности. Его мир — это фантастический мир волшебства и удивительных превращений.


Именно поэтому в его литературных анекдотах, к примеру, Гоголь так легко надевает маску Пушкина для того, чтобы в свою очередь быть узнанным, как Лев Толстой. Перед глазами читателя, как в веселом цветном калейдоскопе, меняются, преображаются, выходят один из другого совершенно различные, а иногда и прямо противоположные персонажи. Все они отличаются друг от друга и одновременно представляют собой некую целостность. Временами создается впечатление, что автор, как умелый фокусник, жонглирует разноцветными кеглями, только вместо циркового инвентаря у него люди, герои его рассказов, известные и неизвестные. Более того, никогда невозможно предугадать, что он вытащит, к примеру, из рукава или шляпы в следующий момент: «Пушкин часто бывал в гостях у Вяземского, подолгу сидел на окне, все видел и все знал. Он знал, что Лермонтов любит его жену. Потому считал не вполне уместным передать ему лиру. Думал Тютчеву послать за границу — не пропустили, сказали, не подлежит: имеет художественную ценность. А Некрасов ему как человек не нравился. Вдохнул и оставил лиру у себя». Для автора не важны какие-либо исторически обусловленные временные рамки, поскольку человеческая фантазия не знает границ, и это, наверное, единственная сфера, где не существует законов.


Даниил Хармс считал, что настоящий писатель должен каждый день посвящать своему творчеству. Именно поэтому день, в течение которого он ничего не написал, воспринимался этим талантливым человеком как настоящая трагедия. Маленькие рассказы в какой-то мере являются результатом подобного отношения к своей литературной деятельности. При чтении произведений Хармса у читателя складывается определенное настроение. С одной стороны, это осознание, что ты столкнулся с чем-то удивительным, непознанно-прекрасным. С другой стороны, рассказы Хармса, несмотря на абсурдность описанных в них ситуаций, затрагивают и актуальные во все времена темы. Это любовь, предназначение человека в этом мире, отверженность, непонимание окружающими, внутренний конфликт. В рассказе


«Суд линча» рассказывается история о том как благое дело из-за какой-то мелочи заканчивается смертоубийством. Хармс показывает неумение, вернее, нежелание людей слушать друг друга, относиться к друг другу по-человечески. Слепая ярость толпы может в любой момент повернуться на кого угодно, даже на неповинного человека: «Толпа принимает сторону человека среднего роста… Толпа волнуется и за неимением другой жертвы хватает человека среднего роста и отрывает ему голову. Оторванная голова катится по мостовой и застревает в люке для водостока. Толпа, удовлетворив свои страсти, расходится». Человеческая жестокость не знает предела, причем это выражается не только в драках. Хармс ненавязчиво, через абсурдность ситуации, смех показывает, насколько люди могут быть жестоки. Причем нередко для подобного отношения нет никаких явных причин. Здесь можно вспомнить рассказы «Тюк», «Мышкин убил Кошкина» и др. Непонимание, равнодушие людей зачастую становятся главной темой произведений Хармса. Иногда он говорит, что уж лучше совсем не общаться с окружающими, чем так: «Два человека разговорились. Причем один человек заикался на гласных, а другой на гласных и согласных. Когда они кончили говорить, стало очень приятно — будто потушили примус».1 Абсурдный мир — это норма для Хармса, поскольку реальный мир зачастую бывает еще более непостижим и абсурден, чем мир откровенных фантазий. Автор пытается раскрыть внутренний мир человека, понять, что мешает каждому найти свое предназначение в этом мире, реализоваться как личность. В рассказе «Сундук» главный герой вдруг оказывается внутри этот атрибута мебели. Причем это его самостоятельный выбор: «человек с тонкой шеей забрался в сундук, закрыл за собой крышку и начал задыхаться». Не так ли многие из людей сознательно запирают сами себя в узкие рамки, не только ограничивают деятельность, но и гасят любое движение творческой мысли. Человек, сидя в сундуке, мечтает увидеть «борьбу жизни и смерти». Это будоражит кровь и мешает взять и открыть сундук своими же руками. И вот главный герой задыхается, медленно погибает. Он вдруг понимает, что ничего нет героического и прекрасного в подобной смерти: «И ничего возвышенного нет в моей голове. Я задыхаюсь…» Смерть ужасна в любом ее проявлении. Однако что-то происходит — сундук исчезает сам собой: «На стульях и кровати лежали вещи, вынутые из сундука, а сундука нигде не было». Человек, неожиданно получивший свободу, не предпринимает никаких попыток докопаться до сути происходящего: «значит, жизнь победила смерть неизвестным для меня способом». Хармс указывает на то, что некоторые люди настолько погрязли в пошлости и обывательщине, что они практически превратились в ноль для общества. Это люди, у которых ничего нет: «У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что непонятно. О ком идет речь». По мнению Хармса, человек заслуживает беседы, разговора, только в том случае, когда у него хоть что-то есть, когда в нем еще теплится духовность.


Даниил Хармс множество своих произведений написал для детей. Именно маленькие человечки, как никто другой, смогли прочувствовать, понять яркий и сказочный мир писателя. Здесь можно поиграть, перевоплотиться:


Я теперь уже не Петька,


Разойдитесь!


Разойдитесь!


Я теперь уже не Петька,


Я теперь автомобиль.


И полюбоваться воздушными шарами: «Летят по небу шарики…», и превратить обычные дощечки в отличное средство передвижения. Писателю был близок по-детски непосредственный мир ребенка, с его неповторимыми фантазиями и верой в волшебство. Ведь когда ты веришь в чудо, возможно все. Пара пустяков, оказывается, вылечить пли переместить больную кошку при помощи воздушных шаров домой. А варенье выступает в качестве чудодейственного средства, поднимающего с постели даже самого закоренелого сопю. Произведения автора веселы и забавны, ярки, как цирковое представление. Вместе с тем они невероятно интеллектуальны. Так, к примеру, стихотворение «Веселый старичок» становится смешным только тогда, когда ребенок понимает, что каждый поступок главного героя нелеп, а каждое слово противоречит смыслу. Так, увидев паука, старичок пугается, однако от испуга он вдруг начинает смеяться. Смысловые проделки Хармса завораживающе интересны. Возможно, именно поэтому Даниил Хармс вот уже в течение долгих десятилетий остается любимым поэтом, писателем у самой строгой и непримиримой в плане иаигранности и искусственности публики — детей.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"