Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Наталья Алексеевна Ласунская в романе «Рудин»

21.04.2011

В романе И. С. Тургенева «Рудин» пленительным женским образом является Наталья Алексеевна Ласунская. Эта молодая девушка с первого взгляда могла не понравиться. Натали еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Черты лица красивы и правильны, особенно хорош был ее чистый и ровный лоб. Училась она прилежно, читала и работала охотно. Ласунская говорила мало, слушала и глядела внимательно, чувствовала глубоко и сильно, но делала все тайно. В детстве редко плакала, когда ее что-нибудь огорчало, только бледнела слегка. Наталья знала наизусть всего Пушкина. Дарья Михайловна считала ее благоразумной девушкой, она не разрешала читать Натали романы.


Но вскоре жизнь Натальи Алексеевны изменилась. Она полюбила Рудина, человека, который владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. В ее глазах он – человек подвига. Наташа была готова идти на любые жертвы ради него.


Через некоторое время мать Натальи узнала, что ее дочь любит Рудина. Дарья Михайловна не хотела выдавать дочь за бедного человека. Когда Дмитрий Николаевич узнает об этом, он говорит ей упавшим голосом: «Надо покориться». Дмитрий не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую слабость, возможно даже, неполноценность. Ласунская Наташа готова была идти за ним на край света, если бы он позвал ее. Но она ошиблась в нем.


Мне жалко Наталью Алексеевну Ласунскую, ведь она думала, что Рудин Дмитрий Николаевич сильный человек, но быстро в нем разочаровалась. Ее высокие мечты, связанные с любовью к такому вот человеку, потерпели крах, разбились о реальность, ну, а ее внутренняя пленительность для меня заключена прежде всего в духовности, устремленности ввысь, к свету.


Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И. С. Тургеневым. Тургеневские девушки, как часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Одной из ярких представительниц этой группы является героиня романа Рудин Наталья Ласунская.


Внимательное знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить о том, что Наталья Ласунская типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.


Ее детальный портрет дается в пятой главе романа, хотя сама Наталья появляется несколько раньше. Уже при первой встрече с ней, благодаря авторской оценке, мы отмечаем в девушке такие черты, как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которую постоянно погружается героиня.


Первый эпизод, благодаря которому происходит знакомство читателя с Натальей, прогулка ее с Во-лынцевым и m-lle Boncourt в саду Дарьи Михайловны Ласунской (матери героини). Из непродолжительного разговора мы узнаем, что основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и тайно от матери и гувернантки Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, училась прилежно, читала и работала охотно.


С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало внутреннюю работу мыслей: она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало.


Дарья Михайловна, мать Натальи, считала свою дочь добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: моя дочь порядочный человек, но не была слишком высокого мнения о ее умственных способностях, отмечала ее холодность и скрытность.


Однако сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не холодная, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.


Странно относится к Наталье главный герой романа Рудин, и она замечает: он обращается со мной, как с девочкой. Но Тургенев говорит устами Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: Наталья не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!. Последняя реплика целиком и полностью относится к Рудину, и мы понимаем, что для Тургенева представления о полноценной личности связываются отнюдь не с главным героем.


Лежнев одним из первых понял суть красивой словесной игры Рудина и понял, насколько опасна эта игра для Натальи, которая все принимает за чистую монету и, мало того, влюбляется в этого холодного юношу, который прикидывается пламенным. Лежнев нисколько не ошибался тогда, когда утверждал это: Рудин не любил и не отдавал отчета своим словам, ловко играя ими, но Наталья об этом догадалась не сразу, и подобное открытие стало для нее большим ударом.


Как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.


Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: …я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила… Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова… Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься.


В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам в особенности.


Следует сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини, даже если они выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присутствуют только для того, чтобы оттенить фигуру главного героя, испытать его любовью, проверить на сильные чувства. Так и в романе Рудин: Наталья важна для Тургенева не столько сама по себе, сколько как девушка, способная оказать влияние на главного героя Дмитрия Рудина. И в этом смысле Наталья Ласунская играет очень важную роль она проверяет Рудина на умение любить, помогает проявиться его сущности, раскрыться его характеру, проясняет (для себя, а потом и для читателя) его жизненную позицию.


К сожалению, встреча Натальи и Рудина не приносит им счастья, любовь Натальи оказывается сильнее тех чувств, которые испытывает к ней Дмитрий, но она оказывается более волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях. Она кажется нам и автору прекрасной потому, что и оставляет неизгладимое впечатление в памяти, вызывая чувство уважения и сочувствия.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"