Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзия

20.04.2011 Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам- Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре- И на бунтующее море Льёт примирительный елей. Ф. И.Тютчев, «поэзия»

Рабочие материалы.


С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И.Тютчева. я ещё не умела


Читать, но уже знала наизусть:


Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

В России все от мала до велика знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали её выражением. Оно давно стало наиболее ёмким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелёными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Своеобразной была судьба Тютчева- поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И. С.Тургенев утверждал: «о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать её нельзя.


Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле».


Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».


Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всём богатстве её переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:


Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое- И сердцу стало так тепло…

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь


Неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых


Задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое


В своей жизни чувство-любовь к Е. А.Денисьевой. именно с этой «последней


Любовью» связаны многие шедевры лирики Тютчева:


О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошёл спроси и сведай, Что уцелело от нее? Или другие пронзительные строки: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по все своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:


Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поёт; Благоухающие слёзы Не о былом аврора льёт,- И страх кончины неизбежной Не сеет с дерева листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.

Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа. в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:


Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живешь? Мысль изречённая есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.


Вариант 3. Лирика Тютчева в моём восприятии.


Как сердцу высказать себя.


Ф. И. Тютчев, «Silentium».


План.


I всё во мне и я во всём…


II «стихов любимейшие строки».


1. лишь жить в себе самом умей.


2. нам не дано предугадать


3. блажен, кто посетил сей мир


в его минуты роковые! (Цицерон)


4. душой весны природа ожила (Стихотворение «Могила наполеона»)


5. когда пробьёт последний час природы (последний катаклизм)


III не плоть, а дух растился в наши дни.


Вариант вступления. Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова «душа». А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки. Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь…вспоминаются пушкинские строки:


На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Не об этом ли пишет Тютчев?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"