Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Почему главным героем романа «Горе от ума» и «Евгений Онегин» стал дворянин

13.04.2011

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин – представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их


Характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением. Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин – сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья. ирония слышится в его вопросе :Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевлеПушкин, говоря о воспитании Онегина, справедливо замечает:


Мы все учились понемногу


Чему-нибудь и как-нибудь.


Чацкого и Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привычки, поведение, «души


Тоскующая лень» вызывают у соседей недоумение и недовольство. Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», – говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Ленским), любить (отношения с Татьяной). «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест».


«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вызванные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающегося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом окончательно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы,


А взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хохочущих глупцов. Его протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:


Но кто это в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный.. Мелькают лица перед ним, Как ряд докучных привидений.


Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет


Холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину. Оружие Чацкого – карающее слово. Он требует «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».


Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины – «лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажденный ум». Чацкие продолжают, развивают начатое «лишними» людьми, они не только молчаливо осуждают, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.


Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется об Онегине: с одной стороны, он претендует на «значительность», с другой стороны – не может ничего свершить. Для настоящего дела «рано чувства в нем остыли», он был «угрюм», но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он «зевая за перо взялся» – все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится «душевной пустотой», а его «неподражательная странность» бесплодна.


Обращена ирония Пушкина и на Ленского, на его стихи, которые «полны любовной чепухи, звучат и льются». Писал Владимир, по замечанию Пушкина, «темно и вяло». Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «на модном слове идеал / Тихонько Ленский задремал».


Ироничные замечания Пушкин дает и о поместном дворянстве. Иронично названы автором гости, съехавшиеся на именины Татьяны, им даны говорящие фамилии: Пустяков, Петухов, Скотинин и другие.


Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, – это Татьяна Ларина, «милый идеал». Авторская ирония придает роману в стихах «Евгений Онегин» особую прелесть и очарование, помогает глубже, реалистичнее показать образы героев произведения.


«Убив на поединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.


В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:


Зачем я пулей в грудь не ранен,


Зачем не хилый я старик,


Как этот бедный откупщик


Я молод, жизнь вполне крепка,


Чего мне ждать


Тоска, тоска…


По мнению Белинского, Онегин – богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека – своего мужа:


Но я другому отдана;


И буду век ему верна.


Онегин опять одинок. Что ждет его впереди»… Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца», – так оченил Онегина и «поэму» о нем великий критик Белинский.


В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. Это свойственное герою на протяжении всего романа разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам, в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя, как рыба в воде.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"