Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Поэзия Ф. Тютчева как «поединок роковой»

26.04.2011

Этот всемогущий рычаг двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе Обломов. Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни природной и человеческой основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества… Уж не любовь ли это. Таинственная основа всякой жизни Любовь, любовь гласит преданье


Союз души с душой родной


Их съединенье, сочетанье,


И роковое их слиянье,


И… поединок роковой…


Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева Предопределение. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза и: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения поединок роковой. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии. Здесь преобладают звуки л, м, р, о, е, и, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.


А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.


…О, оглянися, о, постой,


Куда бежать, зачем бежать..


Любовь осталась за тобой,


Где ж в мире лучшего сыскать..


Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:


…Из края в край, из града в град


Судьба, как вихрь, людей метет,


И рад ли ты, или не рад,


Что нужды ей.. Вперед, вперед!..


И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.


Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении Близнецы. Вспомните его последние строки:


И кто в избытке ощущений,


Когда кипит и стынет кровь,


Не ведал ваших искушений


Самоубийство и Любовь!


Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы Смерть и Сон противопоставляются другим близнецам Самоубийству и Любви. Вот он опять поединок роковой!


Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение Два единства:


Единство, возвестил оракул наших дней,


Быть может спаяно железом лишь и кровью…


Но мы попробуем спаять его любовью,


А там увидим, что прочней…


Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок железа, крови и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне (кровь льется через край…) и призывает к миру к любви! Что можно сказать об эвфонии: [жъл'э'зъ, кро'в' и л'убЪ'в']. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки р, ж, я; а в слове любовь звуки л, в, о обозначают вещи мягкие и нежные мы видим противопоставление…


А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойнойМы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него роковой поединок двух душ. Например:


…Не верь, не верь поэту, дева;


Его своим ты не зови


И пуще пламенного гнева


Страшись поэтовой любви!..


Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви пламенном гневе, роковом гневе.


Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Денисьевой. Это мое любимое стихотворение О, как убийственно мы любим…. Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:


Год не прошел спроси и сведай,


Что уцелело от нея


Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:


Судьбы ужасным приговором


Твоя любовь для ней была,


И незаслуженным позором


На жизнь ее она легла!


Таким образом, в этом стихотворении мы видим роковой поединок любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой страшная, губящая людей, роковая… В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет О вещая душа моя!… Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия!


…Так, ты жилица двух миров…


Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за рокового поединка любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в эвфонии: преобладают звуки е, о, а, л, в, н, ш, ж, которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие хаос.


Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как роковой поединок пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как рокового поединка у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт! Поистине любовь с силою Архимедова рычага движет миром. Она двигала Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор двигает всех нас. Ведь в нашей жизни любовь тоже поединок роковой.


Поэт, постоянно размышлявший над ценностями вечными, непреходящими, в реальной жизни жил ощущениями, которые ему дарила любовь к женщине… Относясь к земным проблемам несколько отстранение и легкомысленно, Тютчев знал истинную цену повседневных душевных переживаний и метаний. Через многие его стихотворения красной нитью проскальзывает одна тема, главная мысль которой заключается в словах: Все проходит…. Возможно, поэтому так много трагичных ноток в его стихотворениях.


Среди замечательных поэтических текстов Тютчева моим любимым является стихотворение Не знаю я, коснется ль благодать…. Не хотелось бы подробно анализировать этот текст, в него надо вникнуть, прочувствовать. Данное стихотворение было написано в 1851 г., но более двадцати лет оставалось никому не известным. Стихотворение посвящено жене Федора Ивановича Эрнестине Федоровне Тютчевой. Но именно в это время в душе поэта зарождалась сильнейшая любовь к Елене Александровне Денисьевой.


Все стихотворение является свидетельством неукротимого желания, поиска земной благодати. Все эти потребности пробуждаются в тот момент, когда душа находит себя в духовном обмороке. Кажется, что внутренний мир Тютчева и его лирики таит в себе какое-то предчувствие, томится ожиданием… Мысли и сознание самого автора как бы мечутся меж двух огней. С одной стороны:


Мужайся, сердце, до конца:


И нет в творении творца!


И смысла нет в мольбе!


И с другой:


Пускай страдальческую грудь


Волнуют страсти роковые


Душа готова, как Мария,


К ногам Христа навек прильнуть.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"