Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Поэзия Ф. Тютчева поэзия мысли, философская поэзия, поэзия космического сознания

25.04.2011

Важнейшая тема для Тютчева хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к ночной тьме. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:


Сумрак тихий, сумрак сонный,


Лейся в глубь моей души…


О чем ты воешь, ветр ночной


О чем так сетуешь бездумно


Silentium философское стихотворение. Лирический герой предстает в нем как мыслитель. Основная идея бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия невозможность человека выразить свою душу, передать свои мысли другому. Стихотворение строится как своего рода советы, обращение к читателю, к ты. Первая строфа начинается советом молчи и завершается тем же. Под ты понимается и я:


Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: Мысль изреченная есть ложь. Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:


Лишь жить в себе самом умей


Есть целый мир в душе твоей…


Природа основная тема творчества Тютчева. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь воплощаются поэтом в стремлении изобразить природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом, олицетворение. Стихотворение Весенние воды это поэтическое описание пробуждения природы. Природа (ручьи) одушевляется, обретая голос:


Они гласят во все концы:


Весна идет, весна идет!


В стихотворении передается молодое, веселое чувство весны, обновления.


Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении Осенний вечер картина вечерних сумерек, в стихотворении Люблю грозу в начале мая весенний первый гром.


Самобытна и любовная лирика Тютчева. О, как убийственно мы любим… стихотворение денисьевского цикла. Тютчев винит себя в страданиях, причиненных Елене Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Любовь звучит то как союз души с душой родной, то как тревога, то как горестное признание. Любовь не может быть абсолютно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает.


Судьбы ужасным приговором


Твоя любовь для ней была.


Но без любви, без внутренней борьбы нет человеческой жизни.


Меня всегда увлекал необычайный мир поэзии, который очаровывал своей таинственностью, загадочностью, волновал душу, наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине… Еще с малых лет помню любимые строки:


Лазурь небесная смеется,


Ночной омытая грозой,


И между гор росисто вьется


Долина светлой полосой…


Это отрывок из великолепного стихотворения Ф. И. Тютчева Утро в горах. Неудивительно, что именно эти слова великого поэта звучат в моей душе, ведь даже Тургенев так отозвался о творчестве Тютчева: О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии. Первое свое стихотворение поэт написал, когда ему было одиннадцать лет. С этого времени родился новый гений русской поэзии. В творениях Тютчева мы ощущаем его внутреннюю жизнь, неутомимую работу мысли, сложное противоборство волновавших его чувств. По произведениям Тютчева можно определить настроение поэта: то ли это печаль, то ли радость все раскрывают строки:


О, вещая душа моя!


О, сердце, полное тревоги,


О, как ты бьешься на пороге


Как бы двойного бытия!


Особое внимание обращаешь на описание природы, которая воспевается поэтом во всей своей красе. Читая Весеннюю прозу, представляешь, как первый гром грохочет, гремят раскаты. И вместе со всем этим погружаешься в праздничную музыку весны, в природные игры и забавы: резвяся и играя, грохочет гром, гром весенний, первый и все вокруг радуется этому торжеству в природе. А вспомним строки о море:


На бесконечном, на вольном просторе


Блеск и движенье, грохот и гром -


Тусклым сияньем облитое море,


Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,


Чем это праздник так празднуешь ты


Волны несутся, гремя и сверкая,


Чуткие звезды глядят с высоты.


Как метко в нескольких коротких стихотворных строчках Тютчев подмечает великолепие природы, ее ликование. Он открывает читателю неповторимую красоту, обращая внимание не только на очевидные явления, но и на скрытые для обычного восприятия вещи, тем самым подчеркивая загадочность окружающего нас мира:


С горы скатившись, камень лег в долине.


Как он упал никто не знает ныне


Сорвался ль он с вершины сам собой,


Иль был низринут волею чужой.


Столетье за столетьем пронеслося:


Никто еще не разрешил вопроса.


Красота русской природы поразила писателя с юных лет, и, я считаю, что именно поэтому он ее одушевляет, возводя в ранг живого существа. Это подтверждают следующие строки:


В нем есть душа,


В нем есть свобода,


В нем есть любовь,


В нем есть язык.


Иногда Тютчев даже обожествляет окружающий мир, одновременно пытаясь разгадать его тайны:


Природа – сфинкс. И тем она верней


Своим искусом губит человека,


Что может статься, никакой от века


Загадки нет и не было у ней.


Продолжаю читать. Вот, например, Весенние воды:


Еще б полях белеет снег,


А воды уж весной шумят.


Бегут, и будят сонный брег,


Бегут, и блещут, и гласят…


Все-таки какой свежестью и ободряющей силой веет от каждого слова!


Но больше всего меня привлекает любовная лирика поэта. Ведь, на мой взгляд, только в любви человек полностью обнажает свою душу, открывая ее для светлого чувства. Как известно, Тютчев был счастлив в любви, любил с ранней молодости до самой старости. Пора влюбленности для поэта это золотое время:


Я встретил вас и все былое


В отжившем сердце ожило:


Я вспомнил время золотое


И сердцу стало так тепло…


Эти строки посвящены Амалии Лерхенфельд, в которую был влюблен писатель в юности. Но все же самые прекрасные стихи о любви были написаны Тютчевым для Е. А. Денисьевой. Это такие шедевры его лирики, как О, как убийственно мы любим…, Чему молилась ты с любовью…, Не говори: меня он как и прежде любит…, Весь день она лежала в забытьи… и другие. Все эти творения вошли в так называемый денисьевский цикл.


А тот факт, что в своих произведениях Тютчев личные переживания поднимает до общечеловеческого значения, делает его лирику еще более проникновенной, она становится еще ближе читателю:


О, как убийственно мы любим,


Как в буйной слепоте страстей


Мы то всего вернее губим,


Что сердцу нашему милей!


Но интересен еще один прием, который Тютчев использует при написании стихов о любви. Пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина выступает в роли возлюбленной им женщины и пишет от ее имени, в результате чего рождаются очень выразительные произведения:


Не говори, меня он, как прежде, любит,


Мной, как и прежде дорожит…


О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,


Хоть вижу, нож: в руке его дрожит.


Он мерит воздух мне так бережно и скудно…


Не мерят так и лютому врагу…


Ох, я дышу еще болезненно и трудно,


Могу дышать, но жить уж не могу.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"