Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Предшественники Владимира Соловьева

14.04.2011

Памфил Даниилович Юркевич (1827 – 1874) был профессором философии Московского университета с 1863 по 1874 г. Он был реальным учителем Вл. Соловьева и после его смерти ученик принял должность учителя – стал преподавать философию на той же кафедре. Он ( Юркевич ) считал, что истина обнаруживается не только мышлением, но и сердцем , так как обнаружение истины связано с религиозными и нравственными стремлениями человека.


Он проповедовал идею невозможности познания Бога, а таким образом и истины, без любви. Подвергнув материализм основательной критике, он навлек на себя газетную клевету, всякую грязь. Больше его оппонентам ответить было нечем. Он написал всего лишь одну книгу, вложив себя больше в преподавательство. Вл. Соловьев высоко ценил его как человека и философа.


Виктор Дмитриевич Кудрявцев (1828 – 1892) был профессором философии в Московской духовной семинарии. Он развивал идею невозможности объяснения устройства мира посредством дуалистической теории, т. к. это, говорил он, ведет лишь к соперничеству материализма и идеализма, в котором кто-то из них побеждает. Мы должны найти третий путь, который объединит дух и материю. Этим принципом является абсолютно совершенное существо – Бог, который сотворил мир так, что материя служит в качестве основания для проявления духа. В этом ключе затем и работал Вл. Соловьев, не ударяясь сильно ни в сторону материализма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их.


Николай Федорович Федоров (1828 – 1903). Вот что говорит о нем Н. О. Лосский: Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо это был несомненно, праведник и неканонизированный святой. Основой его учения также был девиз – К истине – с Богом. Что же касается его идей среди них было много любопытных, так к примеру, он считал, что когда человечество покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности, оно тем самым, покончит источником человеческой борьбы, ибо именно страх перед физическими страданиями, по его убеждению, заставляет людей разобщаться и враждовать. В этом утверждении, однако, кроется ошибка. Именно разлад между людьми, между человеком и природой, порождает борьбу за существование. Другая его идея – нравственный долг человека – воскрешение предков. Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов). Вообще, Федоров делает большую ставку на достижения человечества в сфере научно-технического прогресса.


Хочется сказать несколько слов он нем как о человеке. Федоров жил напряженной духовной жизнью. Материальные же свои потребности он свел до минимума. Спал не более четырех-пяти часов в сутки на старом горбатом сундуке, подкладывая под голову что-нибудь твердое. Значительную часть своего жалования он раздавал своим стипендиатам . Вл. Соловьев писал ему: Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу . Толстой отзывался о нем как об истинном христианине: н очень беден, он все отдаст, а всегда весел и кроток . Несмотря на свой аскетизм, Федоров имел превосходное здоровье. Он заболел только тогда, когда по настоянию своих друзей отказался от своих привычек. Он никогда не носил шубу и всегда ходил пешком. Однако в 1903 г. в жестокий мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже. Федоров заболел воспалением легких и скончался.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"