23.04.2011
Русская речь – большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком литературой, которые прежде всего служат задачами развитию речи учащихся, которая имеет длительную и богатую историю. Древнее латинское изречение гласит: «История есть наставница жизни».
Это означает, что прошлое в жизни человеческого общества тесно связано с его настоящим и будущим. Поэтому нельзя ни в каких сферах жизни людей забывать то положительное, что достигнуто человечеством в предшествующей эпохе своего развития. Это имеет отношение к любой отрасли знаний, в том числе и к педагогике – науке об обучении и воспитании подрастающих поколений, а, стало быть, и к методике преподавания русского языка. По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, рекомендации чисто практического характера, исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который остался бы равнодушным к вопросам развития речи.
Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф. И.Буслаева (1818-1897 гг) . Деятельность его в области школьного преподавания была очень плодотворной и оказала большое влияние на русскую школу. В 1844 г вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Это был первый обобщающий труд по методике русского языка. Буслаевым были составлены первые научно и методически обоснованные программы по русскому языку. Успешное обучение языку, по мнению Ф. И. Буслаева, состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которое достигается при изучении «живого языка народа», а не только его грамматики. Ученик должен практическим путем узнавать «все формы речи», которые «должны являться ему не сами по себе, а постоянно в органической связи с мыслью, им выраженной:
1. Приведи дитяти все явления языка… выражение непосредственных
выражений помощью изустного выражения непосредственных
представлений, помощью разговора и чтения… На способность говорить
обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность
выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со
смыслом…
2. Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться. Доводя до его
сознания разбором, следовательно, путем анализа… Ученик должен
сначала приобрести умение в отечественном языке и потому уже
возвыситься до сознания о его формах и законах…
3. С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических
упражнениях… В начале подражание, потом знание; теперь опять
упражнение…» [4, с. 84-87]
Для учащихся, пишет Буслаев, чрезвычайно важно научиться грамотно и
Толково выражать свои мысли в процессе говорения, что характерно и для
Развития его умственных способностей, и для формирования характера в целом.
Академик пропагандирует важнейший, сохранивший свое непреходящее значение
Для любого периода развития русского языка принцип единства формы и
Содержания при рассмотрении языковых явлений:
4. «Соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием…» [4, с. 87]
В соответствии с этими «правилами для методы преподавания» Буслаев в
Основу программы русского языка в приготовительном классе кладет «изучение
Языка исключительно практическое, прежде чем начнется грамматика», а в
Конце программы за каждый «класс общего курса» помещает перечень
Практических упражнений, так как «при каждом вопросе, где только окажется
Возможным, следует обращать внимание на правильное употребление языка в
Разговоре и на письме»:
«а) упражнения собственно грамматические.
1. Разбор примеров, данных учителем.
2. Приискивание примеров самим учеником в книге.
3. Составление учениками собственных примеров…
б) Упражнения с целью умственно-нравственного развития,
Заблаговременного знакомства с другими предметами словесности и
Заготовления материалов для собственных сочинений.
1. Чтение.
2. Разбор: грамматический и вещественный (материальный), разбор
внутренней связи между частями сочинений, разбор общей мысли или
смысла сочинения. Разбор с целью нравственного развития, разбор
относительно изящных средств выражения и относительно выражения
прозаичного и стихотворного.
3. Учение наизусть.
4. Изустные и письменные рассказы.
5. Переводы.
6. Подражания.
5. Собственные сочинения». [5, с. 16-29]
О практической направленности изучения русского языка говорится и в
Других школьных программах 19 столетия.
А. Михайлов отмечает, что «преподавание отечественного языка слагается
Из двух частей или сторон: теоретической и практической. И если цель
Теоретического обучения – помочь детям овладеть богатством идей и
Представлений, которые «народ осознал в себе и запечатлел звуками живого
Слова», то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать учащимся
«логическое, формальное образование духа», – писал А. Михайлов.
Все эти цели достигаются на основе живого, цельного преподавания при
Главенстве практики: «практика должна сливаться с теорией и предшествовать
Ей»; «разумное преподавание должно исходить из практического начала и
Выводить в сознании детей правила из примеров, общее из частного,
Отмеченное из конкретного»; «теоретическое преподавание грамматических
Правил и форм должно опираться на чтение писателей, из него исходить и к
Нему возвращаться» [3, с. 30-31].
Не оставил без внимания вопросы преподавания руского языка и
И. И.Срезневский (1812-1890гг), выдвинувший в своих трудах «Мысли об
Истории русского языка», «Замечания о первоначальном курсе русского языка»,
«Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных
Заведениях», и др. ряд положений практического характера, которые должны
Быть реализованы в процессе преподавания русского языка в средних учебных
Заведениях. Это прежде всего воспитание у школьника «умения вникать в смысл
Слушиваемого и читаемого и толково передавать» это в устной и письменной
Форме; «умения выражать свои знания и мысли на письме правильно, отчетливо,
Последовательно, на сколько это достижимо в возрасте первой юности» ( т. е.
В соответствии с возрастными особенностями).
Большой вклад в методику русского языка внёс К. Д. Ушинский.
Его статья «О первоначальном преподавании русского языка» как бы
Продолжает мысли Ф. И.Буслаева. Ушинский считает русский язык главным,
Центральным предметом в обучении, а первой задачей «учение детей
Отечественному языку» ставит «развитие дара слова». [57, с. 251]
Гений отечественной научной методики настаивает на укреплении и
Развитии этого дара путём постоянных тренировок и выдвигает ряд требований
К упражнениям, которые, по его мнению, должны быть:
а) «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно
Свою самостоятельную мысль». Ушинский считает неприемлемым помощь учащемуся
Школьнику в понимании прочитанного, пересказ своими словами («развитая
Форма языка и мысли» искажается) и «сочинение на темы» («письменная
Болтовня заученными фразами – сшивка чужих фраз»). [57, с. 251]
б) систематическими «Всякое новое упражнение должно находится в связи с
Страницы: 1 2 3