Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Развитие речи младших школьников

23.04.2011

Русская речь – большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком литературой, которые прежде всего служат задачами развитию речи учащихся, которая имеет длительную и богатую историю. Древнее латинское изречение гласит: «История есть наставница жизни».


Это означает, что прошлое в жизни человеческого общества тесно связано с его настоящим и будущим. Поэтому нельзя ни в каких сферах жизни людей забывать то положительное, что достигнуто человечеством в предшествующей эпохе своего развития. Это имеет отношение к любой отрасли знаний, в том числе и к педагогике – науке об обучении и воспитании подрастающих поколений, а, стало быть, и к методике преподавания русского языка. По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, рекомендации чисто практического характера, исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который остался бы равнодушным к вопросам развития речи.


Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф. И.Буслаева (1818-1897 гг) . Деятельность его в области школьного преподавания была очень плодотворной и оказала большое влияние на русскую школу. В 1844 г вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Это был первый обобщающий труд по методике русского языка. Буслаевым были составлены первые научно и методически обоснованные программы по русскому языку. Успешное обучение языку, по мнению Ф. И. Буслаева, состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которое достигается при изучении «живого языка народа», а не только его грамматики. Ученик должен практическим путем узнавать «все формы речи», которые «должны являться ему не сами по себе, а постоянно в органической связи с мыслью, им выраженной:


1. Приведи дитяти все явления языка… выражение непосредственных


выражений помощью изустного выражения непосредственных


представлений, помощью разговора и чтения… На способность говорить


обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность


выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со


смыслом…


2. Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться. Доводя до его


сознания разбором, следовательно, путем анализа… Ученик должен


сначала приобрести умение в отечественном языке и потому уже


возвыситься до сознания о его формах и законах…


3. С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических


упражнениях… В начале подражание, потом знание; теперь опять


упражнение…» [4, с. 84-87]


Для учащихся, пишет Буслаев, чрезвычайно важно научиться грамотно и


Толково выражать свои мысли в процессе говорения, что характерно и для


Развития его умственных способностей, и для формирования характера в целом.


Академик пропагандирует важнейший, сохранивший свое непреходящее значение


Для любого периода развития русского языка принцип единства формы и


Содержания при рассмотрении языковых явлений:


4. «Соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием…» [4, с. 87]


В соответствии с этими «правилами для методы преподавания» Буслаев в


Основу программы русского языка в приготовительном классе кладет «изучение


Языка исключительно практическое, прежде чем начнется грамматика», а в


Конце программы за каждый «класс общего курса» помещает перечень


Практических упражнений, так как «при каждом вопросе, где только окажется


Возможным, следует обращать внимание на правильное употребление языка в


Разговоре и на письме»:


«а) упражнения собственно грамматические.


1. Разбор примеров, данных учителем.


2. Приискивание примеров самим учеником в книге.


3. Составление учениками собственных примеров…


б) Упражнения с целью умственно-нравственного развития,


Заблаговременного знакомства с другими предметами словесности и


Заготовления материалов для собственных сочинений.


1. Чтение.


2. Разбор: грамматический и вещественный (материальный), разбор


внутренней связи между частями сочинений, разбор общей мысли или


смысла сочинения. Разбор с целью нравственного развития, разбор


относительно изящных средств выражения и относительно выражения


прозаичного и стихотворного.


3. Учение наизусть.


4. Изустные и письменные рассказы.


5. Переводы.


6. Подражания.


5. Собственные сочинения». [5, с. 16-29]


О практической направленности изучения русского языка говорится и в


Других школьных программах 19 столетия.


А. Михайлов отмечает, что «преподавание отечественного языка слагается


Из двух частей или сторон: теоретической и практической. И если цель


Теоретического обучения – помочь детям овладеть богатством идей и


Представлений, которые «народ осознал в себе и запечатлел звуками живого


Слова», то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать учащимся


«логическое, формальное образование духа», – писал А. Михайлов.


Все эти цели достигаются на основе живого, цельного преподавания при


Главенстве практики: «практика должна сливаться с теорией и предшествовать


Ей»; «разумное преподавание должно исходить из практического начала и


Выводить в сознании детей правила из примеров, общее из частного,


Отмеченное из конкретного»; «теоретическое преподавание грамматических


Правил и форм должно опираться на чтение писателей, из него исходить и к


Нему возвращаться» [3, с. 30-31].


Не оставил без внимания вопросы преподавания руского языка и


И. И.Срезневский (1812-1890гг), выдвинувший в своих трудах «Мысли об


Истории русского языка», «Замечания о первоначальном курсе русского языка»,


«Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных


Заведениях», и др. ряд положений практического характера, которые должны


Быть реализованы в процессе преподавания русского языка в средних учебных


Заведениях. Это прежде всего воспитание у школьника «умения вникать в смысл


Слушиваемого и читаемого и толково передавать» это в устной и письменной


Форме; «умения выражать свои знания и мысли на письме правильно, отчетливо,


Последовательно, на сколько это достижимо в возрасте первой юности» ( т. е.


В соответствии с возрастными особенностями).


Большой вклад в методику русского языка внёс К. Д. Ушинский.


Его статья «О первоначальном преподавании русского языка» как бы


Продолжает мысли Ф. И.Буслаева. Ушинский считает русский язык главным,


Центральным предметом в обучении, а первой задачей «учение детей


Отечественному языку» ставит «развитие дара слова». [57, с. 251]


Гений отечественной научной методики настаивает на укреплении и


Развитии этого дара путём постоянных тренировок и выдвигает ряд требований


К упражнениям, которые, по его мнению, должны быть:


а) «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно


Свою самостоятельную мысль». Ушинский считает неприемлемым помощь учащемуся


Школьнику в понимании прочитанного, пересказ своими словами («развитая


Форма языка и мысли» искажается) и «сочинение на темы» («письменная


Болтовня заученными фразами – сшивка чужих фраз»). [57, с. 251]


б) систематическими «Всякое новое упражнение должно находится в связи с


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"