Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Самуил Маршак – «Огниво»

17.04.2011

АЦУ еще очень далеко, а мороз; простите, январский, суровый. Не доехать мне, да и вы без шубки замерзнете.


Солдат: Ну, ваше величество?


Собаки: Гав?


Королева (глядя в сторону): Как же я ее просить? Я еще никогда и никого ни о чем не просила… А вдруг она скажет – нет?


Январь: Да чего нет? Может, и пригодится. Санки у нее пространстве, на всех места хватит.


Королева (опустив голову): Не в том дело!


Январь: А в чем же?


Королева (понурившись): Да я с нее шубку сняла, утопить ее хотела, колечко ее в прорубь бросила… Да и не умею я просить, меня этому не учили. Я умею только приказывать. Ведь я – королева!


Январь: Вот оно что! А мы и не знали!


Февраль: Ты нас в глаза не видела, и мы тебя не видели. А это кто, учитель твой, что ли?


Королева: Да, учитель.


Февраль (к учителю): почему же вы ее обычной дела не научили? Приказывать умеет, а просить не умеет. Где же это слыхано?


Профессор: Ее величество учились только тому, чего им было угодно учиться.


Королева: Ну, когда уже о том идет речь, то за сегодняшний день я многому научилась! Более узнала, чем от вас за три года! (К падчерицы) Послушай, милая, подвези нас, пожалуйста, в своих санях. Я тебя за это по-королевски награжу!


Падчерица: Спасибо, ваше величество. Я все имею.


Королева: Вот видите – не хочет. Я же говорила!


Королева: А как же нужно просить? (К профессора). Разве я не так сказала?


Профессор: Нет, ваше величество, с точки зрения грамматики вы сказали совершенно правильно.


Солдат: Вы уже меня простите, ваше величество. Я человек неученый – солдат, в грамматике мало смыслю. Но позвольте мне этот раз поучить вас.


Королева: Ну, говори.


Солдат: Вы бы, ваше величество, не обещали ей больше никаких наград – достаточно уже ей наобещали! А сказали бы просто: «подвези, сделай милость!» Вы же не извозчика, ваше величество, нанимаете!


Королева: Кажется, я поняла. (К падчерицы). Подвези нас, пожалуйста! Мы очень замерзли.


Падчерица: Да как же не подвезти! Конечно, подвезу! Я вам сейчас и шубы дам, и учителю вашему, и солдату. У меня их в сундуке много.


Королева: Ну, спасибо тебе! За эту шубку я дам тебе двенадцать


Профессор (испуганно): Вы снова, ваше величество!


Королева: Не буду не буду.


Падчерица достает шубы. Все, кроме солдата, одеваются. (К солдата…) А ты чего же не одеваешься?


Солдат: Не смею, ваше величество, шинель же не по форме, не казенного образца.


Королева: Ничего, у нас сегодня все не по форме. Одевайся!


Солдат (одеваясь): Позвольте мне на облучке примоститься, С лошадьми возиться – это не то, что с собаками. Дело привычное.


Январь: Садись, служивый, вези ездоков. Но, смотри, шапку в дороге не потеряй. Кони у нас борзые, минутки обгоняют, – не зогледитесь, как дома будете!


Падчерица: Прощайте, братья-месяцы! Не забуду я вашего новогоднего костра!


Королева: И я не забуду!


Солдат: Прощайте, хозяева! Оставайтесь счастливы!


Весенние и летние месяцы: Счастливая путь!


Зимние месяцы: Зеркалом дорога!


Сани резко трогаются: Собаки с лаем бегут вслед за ними.


Падчерица (оборачиваясь): Прощай, Апрелю-месяцу!


Апрель: Прощай, дорогая! Жди меня в гости!


Комментарий


Каждая пьеса, как и произведение «Двенадцать месяцев» С. Маршака, предназначено не только для чтения, но и, в первую очередь, для постановки на сцене.


Пьеса делится на действия (акты) – законченные части театрального представления; которые, в свою очередь, делятся на картины – законченные части действия (акта), требующие смены декораций на сцене во время спектакля.


Повествование в пьесе ведется не от лица автора или одного героя, а с помощью реплик, составляющих диалоги действующих лиц и ремарок.


Сказочные мотивы лежат в основе пьесы: автор использует «странствующий» сюжет – противопоставление образов падчерицы – с одной стороны, и мачехе и ее родной дочери – с другой как воплощение конфликта добра и зла; волшебный предмет (кольцо), волшебные помощники (12 месяцев), волшебные превращения (бабы и ее дочери на собак) и фантастическая смена событий (времен года) соединяют пьесу с ее источником – народной сказкой.


Сюжет пьесы строится на традиционном противостоянии: злая мачеха и ее дочь отправляют в новогоднюю ночь падчерицу за подснежниками, которые распущена королева велела своим подданным заполучить в обмен на корзину золотых монет. Подхалимаж подчиненных и неограниченная власть – главные причины искажения характера королевы, которой всего 14 лет. Главная ее задача – учиться. Но это возможно, когда у тебя власть над самыми умными людьми в королевстве?



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"