Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

16.04.2011

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.


Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:


Не сияет на небе солнце красное,


Не любуются им тучки синие:


То за трапезой сидит во златом венце,


Сидит грозный царь Иван Васильевич.


Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибе-евич: не ест, не пьет. Разгневался царь, «…стукнул палкою,


И дубовый пол на полчетверти


Он железным пробил око-нечником…». Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она жена купца Калашникова.


Царь Иван Васильевич посоветовал:


«…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый


Да возьми ожерелье жемчужное…


…И пошли дары драгоценные


Ты своей Алене Дмитриевне:


Как полюбишься празднуй свадебку,


Не полюбишься не прогневайся».


Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:


«Ой, уж где вы, добрые молодцы


Кто побьет кого, того царь наградит,


А кто будет побит, тому бог простит!»


Растеклась толпа в обе стороны вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.


«Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.


Лермонтов самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма к глубокой и всеобъемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Романтизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество


Поэта и судьбу Человека. Поэзия Лермонтова зеркальное отражение души, романтический герой зеркальное изображение, точный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское «я», в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и лишает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает поэту отрешиться от собственного «я» и проникнуться ощущением мировой гармонии. Слова Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть», являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя поэта. Слова из пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом» «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся» невозможны для Лермонтова, для которого поэт и человек, судьба и творчество единое неразрывное целое. Его поэт заявляет:


О нет! Преступною мечтою


Не ослепляя мысль мою,


Такой тяжелою ценою


Я вашей славы не куплю.


Таким образом, Поэт – главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту.


Отчужденность, непонимание, страдание – вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», основной мотив которого – страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием.


Отравлены его последние мгновенья


Коварным шепотом насмешливых невежд,


И умер он – с напрасной жаждой мщенья,


С досадой тайною обманутых надежд.


Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совершенно не расчленяет поэтическое и «земное» в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт – мудрец, поэт – созидатель и свободный певец – превращается


Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от «клеветников ничтожных» и «наперсников разврата». Причем физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. «Неведомый, но милый певец», с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой» (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.


Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт странник в свете безродный», «пленный рыцарь», задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения «Поэт», Лермонтов пишет:


Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,


Как язвы, бойся вдохновенья…


Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,


С своим напевом заученным,


Как разрумяненный трагический актер,


Махающий мечом картонным…


Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духовности и чистоты, поэт «утратил свое назначение». Более того, поэт осмеян толпой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен «простой и гордый язык» истинного искусства. Толпа «чернь простодушная», которая «играючи идет дорогою привычной». (Изображение толпы, слово «играючи» в стихотворении «Не верь себе» перекликаются с пушкинским «… и в детской резвости колеблет твой треножник»). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище «приличьем стянутых масок». Жизнь этих масок блеск, суета и обман «Маскарад». Лермонтов восклицает:


О, как мне хочется смутить веселость их


И дерзко бросить им в глаза железный стих,


Облитый горечью и злостью!


Кульминация темы осмеяния и отверженности поэта – в стихотворении «Пророк». Лермонтов говорит о своем даре:


С тех пор, как вечный судия


Мне дал всеведенье пророка,


В очах людей читаю я


Страницы злобы и порока.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"