Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сюжеты и образы из этнографии славянства в творчестве Валерия Шевчука

16.04.2011

Нам, современным людям, трудно представить свой выходной день или праздник без телевизора, магнитофона и другой бытовой техники. А в наших предков всего этого не было. Однако они не унывали, умели себя развлекать. И пусть их игры кажутся нам теперь, несколько наивными, но сколько в них красоты, мудрости, выдумки, таланта! Они окутаны легендами седой старины, отшлифованные веками и тесно связаны с тем, без чего немыслима жизнь человека – с трудом. Особенно трудом на земле, кормилице нашей. Речь идет прежде всего о тот раздел устного народного творчества, называемого народной драмой. Это и песни-игры, и песни-сценки, и сценки-игрища.


Представим себе прекрасный весенний день на лугах у реки или на лесной поляне, или просто на зеленой травке. Праздник. Дети, подростки избрали себе Подоляночку, стали в круг и поют, показывая, как девушка встала, умывается, прихорашивается, «сеют» просо, «выкупают» «девицу». Смех, шутки, веселые перебежки и замена исполнителей главных ролей. А это уже и не бездумная игра, а подготовка к серьезному взрослой жизни: проявление ловкости, певческого таланта, умение себя «на сцене». Да и к будущей «пары» можно лучше присмотреться.


А вот Рождество Что лучше и веселее этот праздник на селе? Здесь и колядования, и щедрування и вертеп, и Меланки, и вождение козы. Где еще можно показать свой актерский талант, остроумие! Но самое привлекательное то, что такие игры-сценки были развлечением не только для их участников, но и большим гуманным актом по односельчан. Ведь не миналася хата ни бедная, ни богатая, ни семьи, ни одинокие; всем «Коза» желала счастья и добра, достатка в доме: «Где коза ногой, там рожь копной. Где коза рогом, там жито стогом ». Когда же после окончания сельскохозяйственных работ наступала пора свадеб – это радостная пора для всех – и для молодых, и для их родственников, и для всех гостей. Прошло много веков, а современные молодые пары на свадьбе стараются придерживаться максимально возможной точностью старинных обрядов. Почему? Наверное, потому, что семьи раньше были более прочными, а организация предсвадебных мероприятий была полна глубокого содержания, в основе которого – высокая народная мораль. К сожалению, сохраняется только «действующее» часть свадьбы, а богатейший арсенал свадебных песен уже используется мало. Разве не заслушаешься прекрасными мелодиями, такими поэтическими и трогательными словами этих песен, поэтических народных миниатюр.


Невеста здесь и голубушка, и звездочка, и княгиня, и… «отрезанные ломоть хлеба». Каждое свадебное действо сопровождалось соответствующими песнями. А чего стоят шуточные припевки, что здесь выполнялись.


Валерий Шевчук – один из украинских писателей, чей смелый творческий старт состоялся в шестидесятые годы, а возмужания, как ни парадоксально звучит, пришлось на годы застойные, годы господства в литературе метода социалистического реализма. Произошло так потому, что он вовремя понял, как в абсурдных общественных условиях сохранить внутреннюю свободу, а значит и свое истинное лицо, как создать собственный «сад нетающих скульптур» (Л. Костенко), чтобы цвел он для поколений грядущих. В то время как другие стремглав бросились служить правящей власти, господствующей идеологии, В. Шевчук оставался рабом единой музы-литературы. Годами он «писал в стол», но это его не удручало, а наоборот, придавало внутренней гордости, что мир так же не поймал его, как прежде и мудрого учителя Григория Сковороду.


«Каждый человек ищет в жизни соответствий и отражение себя в других. Иногда он сам отражает, но связь от тога не нарушается. То, что говорится о родстве душ, – не пустяки. Я долго над этим размышлял: родство душ – одна из самых известных форм борьбы человека с одиночеством «так размышляет Парень из Дома на горе.


По тем размышлениями-рассуждениями перед нами медленно разворачивается удивительный, реалистично выписан и мастерски обогащенный фольклорно-фантастической образностью художественный мир Валерия Шевчука, в основе которого проза обычной человеческой жизни, а духовным двигателем – любовь к человеку и миру. Вся жанровая творчество Шевчука пронизывает фундаментальный, сквозной образ Дома. Это символ прочной оседлости и защищенности, то материальное, родное, прописанное до мельчайших деталей, и одновременно – идеальное, воплощение духовной Родины. Дом духовный. Точный рисунок этой монументального сооружения находим в романе-балладе «Дом на горе. И к ее построению писатель подошел уже в первых рассказах и повестях (сборники «Среди недели», «крестопоклонной») и в романе «Набережная, 12». Из окон этого же Дома прослеживается украинскую историю трех веков в романе «Три листка за окном. «Это можно воспринять как легенду, как миф…» – скажет юная Галя, удивлена рассказами старушки бабушки об их странный Дом на горе. О том необычный, таинственный, древний Дом, в котором в основном рождаются девочки, а мужчины поднимаются снизу и, как правило, просят напиться. Те, что напьются воды из рук женщин Дома, остаются в нем навсегда. И появляются невесть откуда, чаще спускаются с неба в виде серого птицы, другие мужчины, которые не просят воды и не остаются в Доме, и от них рождаются странные мальчики, которые стремятся к чему необычного, кажутся чудаками, потому обладают даром узнавать Погожий ритм во всеем – там, в небе, и здесь, на земле: движение планет, сока и крови, движение живых и мертвых тел.


Это действительно похоже на легенду, на миф. А как же иначе следует воспринимать эти тринадцать фольклорно-фантастических рассказов Валерия Шевчука цикла «Голос травы» и повесть-преамбулу «Дом на горе»? Оригинальное жанровое сочетание прозаик обозначил романом-балладой, в котором виповив удивительные истории о зарождении в юных душах ожидаемых и тревожных движений первой любви, о святости материнства, о непостижимый мир человеческой души и природы, о тайну интуитивного постижения величия и красоты окружающего мира, переливание его природных ритмов в мелодию настроения, в элегическую печаль переживаний и в цвета вечерняя тоски угасание земной жизни…


Уроки сердца, уроки чувств, которые стремится воспроизвести на бумаге старый козопас Иван Шевчук. Зреют самопроизвольно, без насилуемых свободы, будто вытекают из самой жизни, и ненавязчиво, почти без всяких умственных усилий, подаются людям, миру. Система образного мышления козопаса Ивана Шевчука, которая заложена Валерием Шевчуком в цикле рассказов «Голос травы», воспроизводит характер стихийной художественного творчества народа. На этой основе строились народные фантастические рассказы, которые выражали определенный лад народного духа, народного мировосприятия и формы его образного мышления. Прежде всего это персонификация природы, перевод абстрактных образов человеческого мышления в ранг персонажей-символов, дуалистическое понимание темного и светлого, бога и черта, дня и ночи, жизни и смерти, что символизировало вековечную борьбу добра и зла и формировало первоначальный моральный кодекс человека.


Не случайно большинство сюжетов цикла «Голос травы» заимствовано из фольклорно-фантастических рассказов. Поэтому образ козопаса Ивана Шевчука можно толковать как сложную развернутую метафору народного образного мышления, прежде приемов и средств поэтики украинского народного фантастического рассказа.


Романом-балладой «Дом на горе» Валерий Шевчук стремится создать целостное представление о мире как о целостном космос, соединяющей живую и неживую природу в единый вечный цепь взаимосвязей и глубоких неразрывных закономерностей. Для козопаса Ивана Шевчука все происходящее в Доме на горе, не имеет какого символического значения, эти события не абстрагируются, не перерастают в символы, в легенды, а есть живой реальностью, поскольку обладают конкретным содержанием и обрастают живой плотью реальности. Он, подобно знаменитого Григория Сковороды, писал, как жил, и жил – как писал, интуитивно используя ассоциативной природе законов памяти.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"