Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Тема реквиема в творчестве Ахматовой

20.04.2011

Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики. Как и «Реквием» Ахматовой, это произведение было написано по заказу. В июле 1791 года к Моцарту приехал человек в черном и заказал заупокойную мессу. В это время Моцарт уже был тяжело болен. На вопросы друзей, над чем он работает, он отвечал, что к нему приходила его смерть, и по ее заказу он пишет реквием для себя.


Реквием— католическая заупокойная молитва. В нем предстают картины Страшного Суда, грозной кары, ниспосланной грешникам, мольбы их о спасении. Но «Реквием» Моцарта глубоко человечен; сердечнейшая лирика сочетается в нем с огромным драматизмом. Страдания человека, его отчаяние и надежда, боль и муки— вот основное содержание музыки.


Requiem aeternam («Дай им вечный покой…») — вступительная молитва. По ее начальным словам название «Реквием» получила и вся заупокойная месса.


Хор ангелов великий час восславил,


И небеса расплавились в огне.


Отцу сказал: «Почто меня оставил!»


А матери: «О, не рыдай Мене»


Эти строчки из «Реквиема» Ахматовой выражают основную идею произведения Моцарта.


Заключительная часть «Реквиема» Моцарта — «Lux aeterna» («Свет вечный») — мольба о даровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив. Идущий от преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом и после ее смерти.


Затем, что и в смерти блаженной боюсь


Забыть громыхание черных марусь,


Забыть, как постылая хлюпала дверь


И выла старуха как раненый зверь.


Анна Ахматова боится забыть это все, потому что в данный момент это— смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника.


Тему Памятника развивает вторая, заключительная часть «Эпилога». Эта тема хорошо нам известна по Державину и Пушкину. Но в «Реквиеме» Ахматовой она приобретает совершенно иной— глубоко трагический— облик и смысл. Пушкин в своем стихотворении «Памятник» говорит о вечности поэзии. Его памятник воздвигается не столько потомством, сколько самим поэтом, ежедневно, ежечасно, каждой написанной им строкой. Центральная идея этого стихотворения— память народа и оценка трудов поэта: «К нему не зарастет народная тропа». То есть «Памятник» Пушкина— это памятник его Музе.


У Анны Ахматовой — все по-другому. Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены. Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы. То есть опять рамки поэмы раздвигаются.


А если когда-нибудь в этой стране


Воздвигнуть задумают памятник мне,


Согласье на это даю торжество,


Но только с условьем — не ставить его


Ни около моря, где я родилась:


Последняя с морем разорвана связь,


Ни в царском саду у заветного пня,


Где тень безутешная ищет меня,


А здесь, где стояла я триста часов


И где для меня не открыли засов.


Эти два стихотворения, написанные в разные эпохи, все же близки друг другу. В своем «Памятнике» Пушкин говорит:


И долго буду тем любезен я народу,


Что чувства добрые я лирой пробуждал,


Что в мой жестокий век восславил я Свободу


И милость к падшим призывал.


Но и Анна Ахматова жила тоже в жестокий век, восславляла Свободу, но только не так открыто, как Пушкин. У нее не было такой возможности. Значит, Ахматова и Пушкин духовно близкие друг другу люди. И еще о музыке. Думаю, все знают знаменитую 5-ую симфонию Бетховена. Мне кажется, что в ней тоже присутствует тема смерти.


Симфония — оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). Части симфонии различны и даже контрастны по характеру, но все вместе образуют единое целое.


Свою симфонию Бетховен наполнил глубоким драматизмом, в ней получили музыкальное воплощение идеи, волновавшие лучших людей того времени. Бетховен был современником французской революции конца XVTII века, он глубоко верил в силу человеческого разума и воли, в торжество законов справедливости. Он считал, что музыка призвана «высекать огонь из мужественного сердца». Все это определило характер его лучших, наиболее значительных произведений, к которым принадлежит и Пятая симфония. Первая часть этой симфонии— самая драматическая. В ней как бы отражено кипение жизни, борьба противоречивых ее сторон. В этой части Бетховен противопоставил две темы: главная (тема судьбы) и побочная (тема человеческой души).


Главная тема представляет собой короткий, «стучащий» мотив. Биографы Бетховена утверждают, что композитор сказал об этой теме: «Так стучится судьба в двери к человеку». Особенность Пятой симфонии в том, что этот мотив развивается не только в первой части, но проходит и в других ее частях, видоизменяясь, но почти везде сохраняя свой тревожный характер. Первая часть борьба между судьбой и душой человека. Эта борьба проходит сквозь всю симфонию. Во второй и третьей части слышатся ритмы торжественных гимнов-маршей, столь характерных для эпохи французской революции. Третья часть — подготовка к грандиозному финалу. Сам финал— яркий, торжественный. Если вся симфония написана в до миноре, то финал— в самой светлой тональности— до мажоре. Значит, победила душа человека, а это значит, что человек, если захочет, может победить и судьбу. Но, как уже было сказано, Анна Ахматова не хочет, да и не может победить свою судьбу. Времена уже не те.


«Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию (не только этого столетия, но и прошлых лет тоже), но и по своей поэтической форме, близкий к народной речи. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.


И даже то обстоятельство, что ни «Реквием», ни другие произведения Ахматовой 30-х годов не были известны читателю, нисколько не умаляет их значения в истории советской поэзии того времени, так как они свидетельствуют о том, что в эти тяжелые годы литература, задавленная бедой и обреченная на молчание, продолжала существовать — наперекор террору и гибели. И не важно, что в России поэма была напечатана только в 1987 году. Главное, что это произведение все-таки увидело свет и завоевало сердца многих читателей.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"