Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Валерий Яковлевич Брюсов поэт, организатор и идеолог символистского движении

27.04.2011

Валерий Яковлевич Брюсов обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом. Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении Юному поэту:


Юноша бледный со взором, горящим.


Ныне даю я тебе три завета:


Первый прими: не живи настоящим.


Только грядущее область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй.


Сам же себя полюби беспредельно.


Третий, храни: поклоняйся искусству.


Только ему, безраздельно, бесцельно.


Юноша бледный со взором смущенным!


Если ты примешь мои три завета.


Молча паду я бойцом, побежденным.


Зная, что в мире оставлю поэта.


Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.


Тень несозданных созданий


Колыхается во сне,


Словно лопасти латаний


На эмалевой стене.


Фиолетовые руки


На эмалевой стене


Полусонно чертят звуки


В звонко-звучной тишине…


Тайны созданных созданий


С лаской ластятся ко мне,


И трепещет тень латаний


На эмалевой стене.


(Творчество)


Как поэтично и красиво показан процесс творчества. Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж:


…Я вернулся на яркую землю,


Меж людей, как в тумане, брожу,


И шумящему говору внемлю,


И в горящие взоры гляжу…


Основа стиха в поэзии Брюсова метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.


Мой дух не изнемог во мгле противоречий.


Не обессилел ум в сцепленьях роковых.


Я все мечты люблю, мне дороги все речи,


И всем богам я посвящаю стих…


И странно полюбил я мглу противоречий


И жадно стал искать сплетений роковых.


Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,


И всем богам я посвящаю стих.


(Я)


Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:


Если б некогда гостем я прибыл,


К вам, мои отдаленные предки,


Вы собратом гордиться смогли бы.


Полюбили бы, взор мой меткий…


Я буду, как все и особый.


Волхвы меня примут, как сына.


Я сложу им песню для пробы,


Но от них уйду я в дружину.


Гей вы! Слушайте, вольные волки!


Повинуйтесь жданному кличу!


У коней развеваются челки,


Мы опять летим на добычу.


(Скифы)


К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. …Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха, писал Валерий Яковлевич.


Я люблю большие дома


И узкие улицы города,


В дни, когда не настала зима,


А осень повеяла холодом.


Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.


Я люблю одно: бродить без цели По шумным улицам, один; Люблю часы святых безделий, Часы раздумий и картин.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"