Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Биографические сведения – Паоло Сарпи

7.04.2011

30 марта 1609 года в письме своему французскому другу Джакомо Бадоэру (Giacomo Badoer) Паоло Сарпи (Paolo Sarpi) с большим сожалением писал: Я почти забросил природоведение и математику и, честно говоря, разум мой – то ли от старости, то ли от повседневной суеты – стал неспособным к этим наукам. Вы бы не поверили, сколько я потерял физических сил, душевного равновесия и живости ума с тех пор, как начал писать политические канцоны (1).


И тем не менее, занятия политикой имели для него огромное значение. Политическая тема всегда актуальна, но в то время, а именно во второй половине 16 века, особую важность придавало ей обострение отношений между Венецианской Республикой и Папским Двором. Паоло Сарпи страдал из-за несправедливости существующих порядков и своей беспомощности повлиять на них. Прежде, рассуждая о природе вещей, он не испытывал таких душевных мук и внутренних противоречий. В его политических канцонах перед нами предстает реальная личность автора, вырисовывается его мировоззрение, особенности восприятия окружающей действительности, его жизненные ценности. Постепенно мы понимаем, какой незаурядной, экстраординарной личностью был Паоло Сарпи.


Паоло Сарпи родился в Венеции 24 августа 1552 года. Его отец, Франческо Сарпи (Francesco Sarpi), вскоре умер, и мальчик переехал к своему дяде, брату матери. Изабеллы Морелли (Isabella Morelli). Воспитываясь в семье дяди, церковного служителя и учителя, Паоло проявил свою одаренность, необычайную память и глубину мышления. В юном возрасте он вступил в религиозный орден Слуги Марии и довольно быстро занял там высокое положение. В 1572 году Паоло Сарпи становится теологом при дворе в Мантуе, а также читает лекции по философии и занимается юриспруденцией. В 1574 году в Милане он сотрудничает с Карло Барромео (Carlo Barromeo) – местным архиепископом, увлеченным идеями Реформации. В 1579 году Паоло Сарпи делает первые конкретные шаги по пути Реформации: участвует в разработке изменений и внесении новых положений в устав Ордена. В том же году его избирают главным поверенным ордена Слуги Марии (Servi di Maria). В 1585 году он становится представителем этого Ордена при папском дворе и в течение трех последующих лет живет в Риме, где сближается с Роберто Беллармино (Roberto Bellannino) из ордена Компания Иисуса (Compagnia di Gesu), кардиналом Мачелло Червини (Marcello Cervini) и кардиналом Джамбаттиста Кастання (Giambattista Castagna) – яркими представителями движения Реформации. В 1590 году Джанбаттиста Кастання становится Папой Урбано VII (Urbano VII), однако вскоре после избрания он умирает, унося с собой надежды Паоло на изменения в католической церкви. Находясь в центре католичества, Сарпи познает неискренность и корыстолюбие церковников, их полную зависимость от Папы. В 1588 году истекает срок назначения Сарпи, и он навсегда покидает ненавистную ему папскую среду и переезжает в Венецианскую республику, где были еще сильны демократические идеи.


В последующее десятилетие он живет достаточно изолировано от Римской церкви и ее институтов, не разделяя отдельных ее принципов. В это же время Паоло Сарпи, увлеченный естественными науками, завязывает переписку с падуанским учителем Галилео Галилеем (Galileo Galilei). Это общение дало научные плоды: отвечая на одно из писем Сарпи, Галилео Галилей задумался над вопросом, почему тела с разной массой падают с одинаковой высоты за одно и то же время, и 7 октября 1604 года сформулировал актуальный и поныне физический закон.


В 1601 году Паоло Сарпи обращается к Синьории Венецианской республики с просьбой об избрании его епископом, надеясь на этом посту иметь больше возможностей для занятий наукой. Заметим, что в этом обращении не было ни слова о стремлении к служению на благо церкви. Синьория Венеции пересылает запрос на имя Папы и, естественно, получает отказ.


В это время в отношениях Венецианской республики с Папским двором происходят значительные изменения: обладая определенной свободой в принятии решений. Республика вносит запрет на с построение церквей на своей территории, а также запрет на получение имущества церковью без согласия местного сенатора. Понятно, что такой сепаратизм вызвал отрицательную реакцию со стороны Папы. Ситуацию усугубило то, что Венецианская республика самостоятельно проводила судебные процессы над церковными деятелями, не интересуясь мнением папского двора. Наивысшей точкой этого конфликта стало Ингердетто (Interdetto) – отречение Папского двора от Венецианской республики, произошедшее 17 апреля 1605 года. Это повлекло за собой прекращение сотрудничества и всяких отношений с другими католическими государствами. Венецианские юристы задумываются над возникшей проблемой и рассуждают о законности обвинения Палы. Большинство из них решает не идти против церкви, облеченной почти безграничной властью.


На этом фоне выделяется фигура Паоло Сарпи, который тоже был знатоком законов канонического права. Он был среди немногих выступивших в защиту правоты Венецианской республики. 28 января 1606 года он был избран на должность теолога-канониста Республики (teologo canonista della Repubblica). Таким образом, Паоло Сарпи включается в активную политическую жизнь. Он пишет юридические заметки (consuiti), которые приносят ему европейскую известность. В одной из таких статей высказывается мысль, что объявление Ингердетто было единоличным решением Папы, и поэтому Сарпи обращается с просьбой о созыве собрания для пересмотра вопроса. Таким образом, он выступает за коллегиальное решение, принижая тем самым роль Палы. В ответ на это его срочно вызывают в Рим. Паоло Сарпи игнорирует этот вызов, и Папский двор отлучает его от церкви.


В сентябре 1606 года выходит в свет его работа Рассуждения о цензурах Его Святейшества папы Пауло пятого над яснейшей Венецианской республикой (Considerazioni sopra le censure delta Santita di papa Paulo quinto contra la serenissima republica di Venezia). Заметим, что все статьи Паоло Сарпи написаны в защиту Венецианской республики. В 1606 году он пишет Трактат об Ингердетто его Святейшества Пауло Пятого (Trattato dell»interdetto della Sanita» di Paulo Quinto) . Наиболее подробно вопрос об Ингердетто исследован в работе История Ингердетто (Istoria per 1»hiterdetto), начатой в 1607 году.


Осенью 1607 года на Паоло Сарпи было совершено покушение: наемный убийца нанес ему три удара ножом в спину. Этот факт продемонстрировал многим жестокость и вероломство Папского двора. Популярность Сарпи возрастает, все большее число людей увлекается его идеями. После выздоровления в 1609 году Паоло Сарпи пишет Трактат о полезных материях (Trattato delle materie beneficiarie), который к сожалению остался незаконченным. Занимая дипломатический пост, Паоло Сарпи пытается восстановить в Республике нормальную религиозную жизнь, дистанцированную от Рима. В 1613 году он пишет Историю Триденского собора (Istoria del concilia tridentino). Это историческое произведение с полным правом можно считать главным трудом его жизни.


Конец жизни человека, посвятившего всего себя служению идее справедливости и добра, был печален. Не понятый и не оцененный по достоинству соотечественниками и отвергнутый Папским двором, Паоло Сарпи скончался в одиночестве 15 января 1623 года.


Литературная деятельность


Паоло Сарпи вместе с Джордано Бруно (Giordano Bruno), Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella) и Галилео Галилеем формируют отдельное направление итальянской литературы, которое характеризуется свободомыслием и независимостью от церковных догм (libertа di pensiero).


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"