Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Два емких художественных символа «Грозы»

17.02.2011

Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила


Свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же,


Потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной


Воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя


Покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще


Более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле


Оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,


Сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,


Несомненно, воплощенная доброта и прощение.


Катерина – истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда


Нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не


Хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается


Нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,


Которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.


Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых


Она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но


Свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она


Нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с


Миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал


Внутренний конфликт ее сердца.


Мир русской патриархальной жизни (а


Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого


Поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,


Потому что из него стала уходить свобода, т. е. сама жизнь.


В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни


Практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных


Персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у


Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова


- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с


Характером Ларисы Огудаловой из Бесприданницы . Основанием для


Сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость


Окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути


Характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет


Главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на


Решительный, энергический, как говорил Добролюбов


В этом


Смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир


Бесприданницы иной, нежели в Грозе : в 1878 году, когда написана


Пьеса, в России утвердился капитализм. В Грозе лишь начало его.


Купцы Грозы только становятся буржуазией, это проявляется в том,


Что традиционные для них патриархальные отношения отживают,


Мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить


Свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,


Утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так


Противны Катерине. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у


Нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.


Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и


Образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой


Жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,


Карандышев во всех отношениях ей не пара.


Но и ее кумир,


Воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.


Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям


Влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы


Характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и


Культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в


Отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях


Натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло


И все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять


Глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть


Игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей


Бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте


Пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом


Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,


Пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним


Блеском.


Весенняя сказка Снегурочка (1873) в силу своей фольклорной формы


Удалена от социальной реальности российского общества времен и


Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое


Объясняет в представлениях Островского о природе женских


Характеров, чувств, о смысле любви. В Снегурочке две героини, обе


Испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и


Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом


Похожа на Катерину, роднит их горячее сердце (так называется другая


Пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).


Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить они


Свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но


Избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже


Весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком


Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.


Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы


Весны не знает любви, девически чиста ее душа , ей странно, что


передрались все парни за нее . Когда Купава упрекает ее в том, что


Снегурочка разлучила ее с женихом – Мизгирем, Снегурочка


Произносит ключевую для своего характера фразу: Снегурочка чужая


Вам . Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому


Избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь


- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это


Получает фантастическую мотивировку.


И столь же сказочно, от


Матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка


Получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,


Который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье


Счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под


Палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в


Стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.


Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,


Способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину


Полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.


Драма Островского Гроза – самое значительное произведение


Известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период


Общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в


Душной атмосфере действительности собиралась гроза.


Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где


Домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители


Провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным


Интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве


И равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот.


За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт


Самодуров, не признающих человеческое достоинство.


Представителями темного царства являются Дикой и Кабаниха.


Первый – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого


Заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.


Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха – еще


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"