Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Этические трактаты Грасиана-Моралеса

21.02.2011

Родился в арагонском поселке Бельмонте неподалеку от родины своего любимого поэта Маршала, города Калатаюда, в семье врача. Три его брата и сестра приняли монашество. И Бальтасара также готовили к духовной карьере. Жизненный путь его был нелегким. Получил начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо и продолжал обучение в сарагоской коллегии этого же ордена.


В мае 1691 г. вступил послушником в иезуитский «испытательный дом» в Таррагоне, который функционировал в режиме суровой бедности. Изучал теологию и философию. Его литературные дебюты — два некролога братьям по ордену. Делал достаточно быстрые успехи: стал помощником ректора сарагоской коллегии, потом преподавателем латинской грамматики в Калатаюде, в котором на три тысячи жителей приходилось девять мужских и три женских монастыря, вел курс «моральной теологии» в каталонской Лериде (1631— 1633) и курс философии в Валенсии, которая считалась испанской Сорбонной (1633-1636).


В обязательных для членов ордена характеристиках непременно подчеркивался его нелегкий характер. Лишь в 35 лет он был допущен к «принятию четырех обетов» — бедности, целомудрия, смирения и полнейшего послушания. Через год Грасиан-И-Моралес получил должность проповедника и исповедника при иезуитской коллегии в Уеску — культурном центре Арагона. Там он вошел в светское общество литераторов и книголюбов, получил влиятельных покровителей. С того времени начался период его литературного творчества.


В 1637 г. в Калатаюде вышел первый моральный трактат Грасиана-и-Моралеса «Герой» («El heroe»), который был одобрительно встречен и трижды переиздан еще при жизни Грасиана-и-Моралеса: в 1639,1640 и 1646 гг. В 1645 г. был сделан его французский перевод, а в 1652 г. — английский. Появились литературные произведения: «Французский герой» (1645), «Португальский герой» (1670). В двадцати главах трактата толковались двадцать важнейших, приоритетных (primores) качеств человека, который претендует на осуществление великих дел, — Героя. Это были скрытность, самообладание, проникновенность — качества, возвышенные исключительно барочной традицией, которые приобрели специфическое значение в XVII ст. Многие из анализируемых качеств и понятий развивались вслед за ренессансной этикой: вкус, воля, умение отбирать лучшее и создавать новое.


Второе произведение Грасиана-и-Моралеса — «Политик» («El politico»), которое вышло в 1640 г. в Сарагосе, задумано как продолжение и практическая иллюстрация «Героя», но оказался слабым. Нечасто бывали удачными попытки связать идеалы с земной человеческой жизнью.


В 1642 г. вышел из печати трактат-антология «Остроумие» («Arte de ingenio, tratado de la Agudeza»), который в расширенном издании приобрел дополнительный подзаголовок «Искусство утонченного ума»(«Agudeza, в arte de ingenio»). Это произведение стало своеобразным манифестом барокко, который аппелировал к интуиции и противостоял «Поэтическому искусству» Н. Буало как манифеста классицистической рациональности. К решению поставленной задачи — освещению проблемы остроумия — Грасиан-и-Моралес взялся скорее как ученый, чем как писатель. В своем трактате он попробовал разграничить два эти разные способа познания — научный, подчиненный правилам (preseptos), и художественный, подчиненный художественному вкусу (gusto). Грасиан-и-моралес стремился дать ключ к искусству острого ума и вместе с тем утверждал, что «острые мысли были скорее произведениями творческого порыва, чем мастерства». Грасиан-и-Моралес определил остроумие как мастерство, высшее, чем диалектика — искусство правильного построения соображения, — и чем риторика — искусство создания красноречивых творений. «Утонченный ум, в отличие от здравого смысла, не удовлетворяется одной лишь истиной, но стремится к красоте». Грасиан-и-Моралес подчеркивает, что одним из обязательных свойств остроумия является скорость ума — способность сопоставить различные предметы или явления быстро, без разбора: «Мастерство остроумия состоит в утонченном объединении, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных общим актом ума».


В 1646 г. в Испании вышел из печати новый этический трактат Грасиана-и-Моралеса «Здравомыслящий» («Еl discreto»), который преодолевает иллюзии «Героя», более связанный с современностью и содержит противопоставление «воли» (природы) и «ума» (духа), а также возвеличивает «благоразумие» — непрестанно усиленное внимание к себе и окружающему миру.


В 1647 г. был опубликован сборник оригинальных афоризмов «Карманный оракул, или Искусство благоразумия»(«El Oraculo manual в arte de prudencia») — популярнейшее произведение Грасиана-и-Моралеса, в котором в трехстах афоризмах рассматривается и иллюстрируется антиномия природы и ума. При этом к каждому тезису добавляется название, в котором отображена его тема: «5. Пусть в тебе нуждаются »; «8. Господство над своими страстями — признак высочайшего величия духа»; «48. Насколько человек глубокий, настолько он личность»; «54. Быть благоразумно отважным»; «69. Не подвергаться банальному непостоянству расположения духа»; «40. Уметь отвечать отказом»; «84. Получать пользу от врагов»; «80. Не всему верить»; «76. Не нужно всегда говорить остроты»; «120. Жить, не споря с возрастом».


Язык Грасиана-и-Моралеса афористический: «Жизнь человека — борьба с происками человека»; «Нет высшей власти, чем власть над собой». В этих афоризмах емко выразились многие постулаты первых трактатов Г.-и-М. Иногда его афоризмы парадоксальные. Так, давая определение одной из основоположных категорий эстетики — вкуса, Грасиан-и-Моралес пишет: «Для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко ощущает, тот острее стремится к лучшему. Глубина понимания распознается по высоте стремлений».


Трактаты о поведении Грасиана-и-Моралеса объединяют в себе черты средневековых и ренессансных трактатов, различие между которыми было подчеркнуто А. Веселовским в работе «Из истории личности». Целиком в традициях Возрождения он попробовал дать общее описание анализируемому явлению, но сбивался на рассмотрении конкретных ситуаций и старался сформулировать правила, возвращаясь к средневековой традиции. Кроме такого объединения двух подходов к созданию трактатов о правилах поведения, в его произведениях есть черты полно новые, присущие лишь XVII ст.: смешанность при описании того или иного явления научного, рационального подхода с интуитивным, присуща больше искусству; попытка систематизировать анализируемые понятия, как в средневековье, но у Грасиани-и-Моралеси научность уже не была наукообразностью, а художественность не служила для затемнения смысла.


Литературная слава Грасиана-и-Моралеса возрастала, но усложнялось его положение в обществе и особенно в ордене, поскольку он публиковал свои произведения без санкций ордена, что было запрещено. Вдобавок, он взял на воспитание незаконнорожденного ребенка своего друга и был подмечен в самовольном отпущении грехов, т.е. в отсутствии пасторской суровости. В 40-х гг. Грасиан-и-Моралес расширил круг своей деятельности: он стал армейским проповедником на каталонском фронте, он вдохновлял воинов, и солдаты прозвали его «Отцом Победы».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"