Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри»

11.04.2011

Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.


Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:


Таких две жизни за одну,


Но только полную тревог,


Я променял бы, если б мог.


Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.


И лирический герой стихотворения Парус не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:


Под ним струя светлей лазури,


Над ним луч солнца золотой…


А он, мятежный, просит бури,


Как будто в бурях есть покой!


Разве не так же Мцыри, как брат, обняться с бурей был бы радВ этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию – вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму Мцыри: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, где люди вольны, как орлы, Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.


Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения Листок, оторванным от ветки родимой и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: Грозой оторванный листок. Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича. Одинок белеющий в тумане моря голубом парус, один и без цели носится по свету дубовый листок… И герой поэмы одинок:


Сначала бегал он от всех,


Бродил безмолвен, одинок…


Причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым не сойтиться никогда. Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении На севере диком стоит одиноко…, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной прекрасной пальме.


Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен немолчный ропот, вечный спор потока с упрямой грудою камней, дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу меж темным небом и землей. Природа настолько пробуждает прилежный взор Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить ангела полет. Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения Когда волнуется желтеющая нива…. Он воспринимает пейзаж сладостным, приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:


Тогда смиряется души моей тревога,


Тогда расходятся морщины на челе,


И счастье я могу постигнуть на земле,


И в небесах я вижу бога…


Но самой большой любовью для Мцыри была та одна – но пламенная страсть, что изгрызла душу и сожгла, любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:


Оттуда виден и Кавказ!


Быть может, он с своих высот


Привет прощальный мне пришлет,


Пришлет с прохладным ветерком…


Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения Завещание. Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен. Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к родному краю, ему единственному раненый посылает свой последний поклон.


Таким образом, поэма Мцыри идейно-тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и позорно-малодушному поколению Лермонтова, которое вянет без борьбы и о котором великий поэт сказал горькие слова:


Толпой угрюмою и скоро позабытой


Над миром мы пройдем без шума и следа,


Не бросивши векам ни мысли плодовитой,


Ни гением начатого труда.


Михаил Юрьевич Лермонтов поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов.


Мне очень нравится его поэма Мцыри за необыкновенную мелодичность и напевность стиха.


Он был, казалось, лет шести;


Как серна гор, шутлив и дик,


И слаб и гибок, как тростник.


Но в нем мучительный недуг


Развил тогда могучий дух


Его отцов.


Наряду с романтическим характером героя Лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы Кавказа.


И вспомнил я отцовский дом.


Ущелье наше и кругом


В тени рассыпанный аул;


Мне слышался вечерний гул


Домой бегущих табунов


И дальний лай знакомых псов.


Очень привлекает меня образ Мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:


Ты хочешь знать, что делал я


На волеЖил и жизнь моя


Без этих трех блаженных дней


Была б печальней и мрачней


Бессильной старости твоей.


А каким красивым языком все это описано!


Увы! теперь мечтанья те


Погибли в полной красоте,


И я, как жил, в земле чужой,


Умру рабом и сиротой.


Эту поэму можно читать во все времена, она решает вечные вопросы бытия: добра и зла, свободы и плена, жизни и смерти.


Меня могила не страшит:


Там, говорят, страданье спит


В холодной вечной тишине;


Но с жизнью жаль расстаться мне.


Я молод, молод… Знал ли ты


Разгульной юности мечтыИли не знал, или забыл,


Как ненавидел и любил…


Гибель Мцыри не случайна, Лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. Герой предпочитает смерть жизни в неволе.


Увы! за несколько минут


Между крутых и темных скал,


Где я в ребячестве играл,


Я б рай и вечность променял.


Эта небольшая поэма Лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"