Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы

21.02.2011

С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде всего школьному учителю литературы.


Ведь нежелание читать, отсутствие необходимого количества программной литературы (а иногда ее вообще нет) приводит к низкому качеству знаний. Перед учителем стоит вопрос: как быть, если ученик не знает содержания программного произведения, не говоря уже о дополнительной литературе; если в лучшем случае он лишь посмотрел фильм, который (как это часто бывает) лишь отдаленно напоминает оригинал? Ведь первый шаг при изучении произведения – это ознакомление с текстом. Современному учителю необходимы сообразительность, определенный опыт и широкий круг знаний, чтобы выходить из ситуации, которая сложилась. Он апробирует разнообразные методы, формы проведения урока, только бы ученик усвоил материал. “Современное – это хорошо забытое старое”, – эта истина заставляет нас находить то, что было модным (в лучшем понимании этого слова) в 60-80х гг. XX столетия. По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит. Восприятие – это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.


Поискав в сундучках бабушек, можно найти очень простые, но действенные способы обучения. Конечно, большинство материала было доступно учителю (таблицы, раздаточный материал), но можно вспомнить и самодельные наглядные пособия – те же самые таблицы, макеты. Конечно, восприятие зависит не только от ряда средств обучения – т.е. возбудителей, а и от самого субъекта, который воспринимает, конкретного живого человека: в восприятии всегда в той или другой мере проявляются индивидуальные особенности личности, которая воспринимает. Известно, что в результате демонстрирования усваивается около 30% материала (“Пирамида усваивания”). Поэтому схемы (своеобразные бывшие таблицы), в которые сокращенно “запрятан” материал, помогут решить круг проблем, которые возникают в работе учителя литературы:


— Как провести урок литературы при ограничении художественных произведений?

— Как сделать материал доступным ученикам, которые не знают содержания произведений?

— Как сократить время для объяснения нового материала?

— Как достичь наиболее крепкого запоминания учениками темы?


— Как повысить эффективность самостоятельной работы учеников на уроке?

— Как организовать контроль знаний учеников, учитывая возраст и умственные особенности учеников (индивидуально-дифференцированный подход)?

— И вообще — как сделать урок действующим, эффективным?


Все эти проблемы можно решить, применяя в работе логические схемы, конспекты (далее ЛСК), которые называют еще опорными схемами-конспектами (ОСК) или опорными схемами (ОС). Опыт многих учителей показал, что использование ЛСК на уроках литературы разрешает ученикам свободнее ориентироваться (во время анализа художественного произведения) в проблемных ситуациях, усваивать обзорные темы, строить заключения, давать характеристику героям. Объясняя материал, учитель опирается на ЛСК, которая находится перед глазами учеников и сознательно или бессознательно откладывается в памяти. Сложные понятия, распространенные соображения на ЛСК показано в сокращенной, доступной для учеников форме. Это своего рода план сообщения, который помогает поэтапно воспринимать, усваивать, а потом воссоздавать материал. Слово учителя (или ученика, который выполняет роль учителя, уча одноклассников), подкрепленное демонстрированиям, на 90% обеспечит эффективность, результативность урока. Опорная схема есть и средством проверки знаний учеников. Ученик, который не в возможности (уму, другие особенности) анализировать произведение, с помощью схемы управится с задачей, как с подсказкой.


Следующая проблема, которую можно решить с помощью ЛСК, – это развивающее обучение. Составляя собственные схемы, ученик, во-первых, учится считывать схемы-коды, во-вторых – кодировать, схематизировать материал, т.е. с объемного, распространенного, не всегда понятного, делать компактное, в котором лишь главное и ничего лишнего. Легче учить других, имея вот такой план, схему сокращения. Своими схемами пользуются ученики во время взаимодействия типа “ученик-ученик” (интерактивные формы работы). Ведь, за данными “Пирамиды усвоения”, обучение другим и немедленное применение усвоенного обеспечивают эффективность на 90%.

Умение логически мыслить – это не только важный компонент в процессе обучения. Разбираясь в схемах, учась “чтению” ЛСК или, наоборот, созданию их, человек формирует в себе умение находить связи между компонентами (“Почему именно так?”, “Что за чем?”, “Что это значит?” и “Как это сделать?”). Анализируя ЛСК, ученик воссоздает в своем сознании конкретные двойники того, что закодировано в схеме. Эти связи формируются выборочно – “Что понял?”, “Как понял?” Формируется, развивается ассоциативное мышление – это еще один позитив использования ЛСК. Логическое, ассоциативное, образное мышление – это результаты, которые также приобретаются в процессе работы из ЛСК. Память, запоминание – процессы, необходимые для формирования личности.


ЛСК “Модернизм в мировой литературе XX столетия”

1. Возникновение и содержание понятий “модернизм”, “авангардизм”.

2. Подпочва, на которой базируются литературные и художественные поиски путей самовыражения.

3. Модернистское и авангардистское течения – общее и индивидуальное.

4. Ваши дополнения, изменения в ЛСК. Как бы вы построили схему?


ЛСК “Д. Свифт. “Странствования Гулливера”"

1. Средства комического в произведении. Привести пример.

2. Цель, которую ставил перед собой Д. Свифт, начиная работу над романом “Путешествие Гулливера к Лилипутии”.

3. “Лилипутия – это Англия сквозь уменьшительное стекло”. Докажите или опровергните эту мысль.

4. Объясните форму изображения темы на ЛСК (человек – глаза, нос, губы, шляпа).



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"