Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Место Петербурга у Достоевского

19.02.2011

Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым


Фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным


И умышленным городом на всем земном шаре». Об этом сказано в «Зимних


Заметках о летних впечатлениях» (1863) и в «Записках из подполья» (1864).


Как это было у Гоголя, фантастика и «умышленность» Петербурга, так остро


Почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не


Сами по себе, а в единстве с «тускло прозаическим и обыкновенным, чтобы не


Сказать: до невероятности пошлым».


Таким мы видим Петербург уже в самых


Ранних художественных произведениях Достоевского. Несчастный Макар Девушкин


Из «Бедных людей», робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно


Бродит по Фонтанке и Гороховой, «чтобы как-нибудь освежиться», и наблюдает


Резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их


Будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.


Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в


«Двойнике», снабженном и подзаголовком: «Петербургская поэма». Вот вещь


Единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась,


Близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной


Мере.


Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия «пошло-


Фантастического», и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович


Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением,


Есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического,


Ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга. Вот ровно в полночь,


Когда бьют часы, выбегает господин Голядкин «вне себя» все на ту же


Набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста (участок города для


Дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно!) – и словно растворяется


В ненастной петербургской ночи. А ночь в самом деле была ужасная –


«ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами,


Насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов,


Одним словом всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых


Улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие


Фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким,


Пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий


Концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю».


Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с


Трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного


Города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в


Которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и


Сгущено вокруг человека, «оторвавшихся от божественных первооснов». Попадая


В Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном


Пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но


Еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные,


Трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные


Комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон,


На котором развязываются конфликты и трагедии «самого петербургского»


Романа Достоевского – «Преступление и наказание». Многие блуждания главных


Героев происходят на закате (мотив заходящего солнца). Это странная,


Призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в


Петербурге.


Ф. М. Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание


Цивилизации – имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и


Подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость


И смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это


Неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в


Этих каменных бесчувственных громадах. «Город – трагическая судьба


Человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал


Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и


Скитальничестве». Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в


Окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала


Перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему


Показалось странным и непонятным. «Еще с детства, затерянный, заброшенный в


Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня


Всегда казался какой-то тайной». И в эту тайну хотелось проникнуть, понять,


Как и чем живут жители громадного города – и в первую очередь обитатели


Нищих кварталов. Все чаще задумывался Д. над участью бедных и обездоленных


Людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"