Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мировоззрение Достоевского после ссылки (образ Иисуса Христа)

19.02.2011

При каждом упоминании Белинским Иисуса Христа у будущего автора


«Карамазовых» мгновенно менялось лицо – «точнее заплакать хочет…» Учитель


Бил в самую уязвимую точку. Его собеседник мог простить ему многое; мог


Даже понять необходимость «бунта». Но Белинский, как бы дразня «чуть не


Плачущего Достоевского, употребляя крепкое словцо (оно, как помним,


Наличествовало в последней строфе «Послания», однако применительно ко


Христу не имело ни малейших шансов появиться в печати). Это было


Непереносимо и через много лет вспоминалось как тяжелое личное оскорбление.


«Дитя неверия и сомнения», убежденный, что он останется таковым «даже…


До гробовой крышки», Достоевский, тем не менее, «сложил в себе символ


Веры». Ему удается пронести эту веру через «горнило сомнений», кажется,


Излюбленный им образ лишь закалился в его всепожирающем пламени.


В 1854 году, выйдя с каторги, он напишет Н. Д. Фонвизиной, что если б ему


Доказали, «что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне


Христа», то ему «лучше хотелось бы оставаться со Христосом, нежели с


Истиной».


Достоевский допускает (пусть теоретически), что истина (которая есть


Выражение высшей справедливости) может оказаться вне Христа: например, если


«арифметика» автоматически докажет, что дело обстоит именно так. Но в таком


Случае сам Христос как бы оказывается вне Бога (вернее, вне «арифметики»,


Тождественной в данном случае мировому смыслу) И Достоевский предпочитает


Оставаться «со Христосом», если вдруг сама истина не совпадет с идеалом


Красоты. Это тоже своего рода бунт: остаться с человечность и добром, если


«истина» по каким-либо причинам окажется античеловечной и недоброй. Годы,


Проведенные на каторге и солдатской службе, серьезно отразились на


Мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическом социализме, у


Него складывается новая система общественно-политических и этических


Взглядов, получившая название «почвенничества» и представляющая собой


Вариант христианского социализма.


По его мнению, современное состояние


Общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к


Обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми.


Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства,


Неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает


Поклоняться человек. Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского,


Может привести человечество к катастрофическому концу. Но у человечества


Есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек


Будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и


Гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в


Христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Идеал – это


Привнесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к


Этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет


Человека страдать. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон


Христианства лучше других уберегла русская культура.


Достоевский, как, скажем, Тютчев, считал русский православный народ


Народом мессианским, явившимся в мир, чтобы спасти его, открыв человечеству


Некие выстраданные революционные истины. Библия же называет мессианским


Другой народ – евреев. Достоевский не менее, чем Пушкин, был чрезвычайно


Чуток ко всему остронациональному, к тому, что является оригинальность,


Национальную специфику. И его не могла не изумить способность евреев к


Самоидентификации, о чем он и написал в «Дневнике писателя».


Всю жизнь Достоевский стремился к идеалу, универсальность и


Безусловность которого объединила бы материалистическую силу Запада с


Духовной глубиной Востока. Таким идеалом для него был еврей Иисус из


Назарета, олицетворявший единство иудео-христианской цивилизации. «Красота


Мир спасет», эта фраза Достоевского сегодня стала расхожей, хотя мало


Кто, наверное, вспоминает о ее первоначальном звучании: «Красота Христа мир


Спасет». Свое представление об идеале писатель выразил в захватывающей


Универсальной формуле – «положительно прекрасный человек», в которой этика


Совпадает с эстетикой, каковое совпадение, по мнению современных философов,


Достояние далекого будущего. Эта формула годна для любой эпохи, любого


Класса, любой личности.


Безусловно, все романы Достоевского носят истинную христианскую идею.


Именно фраза Достоевского «Красота Христа мир спасет» спасала угнетенных


Людей на протяжении веков, она спасала и Петербург, созданный великим


Писателем. Христос, по мнению Достоевского, идеал, к которому мы все


Должны стремиться. И если проникнуть в смысл произведений Достоевского, мы


Можем отчетливо увидеть за нищетой Петербурга – духовность, надежду и веру


В лучшее. Именно христианская идея поможет нам увидеть это, ведь «Красота


Христа мир спасет».


В XIX столетии Достоевский оказался самым вдохновенным и пророческим


Поэтом Петербурга. Он в громадной мере обогатил и обновил уже сложившеюся


Традицию изображения Города средствами художественного слова, сотворил о


Нем свой, неповторимый самобытный миф.


Впоследствии А. Блок, эскизно набрасывая общественно-исторический фон,


На котором должно было развиться действие во второй главе поэмы


«Возмездие», первым делом отметил, сколь важную роль сыграл в образовании


Этого фона автор «Преступления и наказания» и «Подростка». «Петербург


Рождается новый, напророченный Достоевским». Да, именно новый… Как никто до


Него, Достоевский своим характером, со своими повадками. Уже в


«Петербургской летописи» (1847 год) Город возникает в образе желчного, «с


Ног до головы сердитого» субъекта, изливающего свое раздражение решительно


На все, что его окружает. «Весь горизонт петербургский смотрел так кисло,


Так кисло… Петербург дулся. Видно было, что ему страх как хотелось


Сосредоточиться».


Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на


Психику и поведение его обитателей. Вот какое многозначительное рассуждение


Вложил он в уста Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких


И страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни


Климатические влияния! Между тем, это административный центр всей России,


Более того: Петербург непостижимым образом определяет самое существование и


Судьбу человека, и характер его должен отражаться во всем».


Этот аспект петербургской темы, открытый Достоевским, был усвоен


Литературой начала XX века, а более всего сказался в мироощущении и


Творчестве А. Блока.


Далее: именно Достоевский внес в чувство Петербурга так сильно


Зазвучавшую после него ноту безотчетного страха перед неразгаданными


Тайнами города.


Существо «чрезвычайного потрясения», о котором говорилось в реферате,


Заставило Достоевского обратиться к конкретным жизненным фактам. То, что


Было написано в газетах, те «факты действительной жизни» повлияли на


Создание преступного и нищего Петербурга.


Может быть, Достоевский хотел показать нам, читателям, другую сторону


Жизни Петербурга – сторону омерзительную, бедную, страшную, волнующую душу,


Болотную и гнилую. Конечно, каждый может убедиться в красоте и величии


Необыкновенных дворцов, замков, скульптуры. Но кто-нибудь, например,


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"