Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Молодое поколение в драме «Гроза»

30.07.2011




Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего,, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение может утратить способность к анализу и оценке реальности и из судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения — тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи.


Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.


Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: «Нет… своего-то ума. И, значит, живи век чужим». Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей «неволи»: «Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Расставаясь с Катериной, он просит Бога, «чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!» Борис и Тихон — марионетки в руках «темного царства», безвольные куклы, неспособные ни на поступок, ни на истинное чувство.


Особняком от них стоит Кудряш. На первый взгляд кажется, что Кудряш и есть тот «революционер», способный бросить вызов окружающему миру, но, оказывается, и на нем лежит уродующая печать «темного царства». Кудряш относится к типу людей, приспособившихся к тяжелым условиям жизни, он заключил негласный договор с Диким: Кудряш нужен Дикому, поэтому Дикой ничего не может сделать с Кудряшом. Кудряш удовлетворен таким положением вещей и не задумывается ни над проблемами общества, ни над положением других людей. Его интересы эгоистичны, они лежат в сфере «погулять —побраниться с Диким (то есть еще раз насладиться чувством собственной «неприкосновенности»)», он, может быть, даже способен любить (о чем свидетельствуют его отношения с Варварой), но он не может и не хочет бороться с «темным царством», его деятельность похожа, по определению Писарева, на «беганье белки в колесе». Также и Варвара: она научилась игнорировать брань Кабанихи, научилась лгать. («И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».) Так она приобретает ограниченную свободу действий и следует основному принципу: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». В действиях Варвары нет протеста против порядков «темного царства», она лишь хочет «нагуляться» до свадьбы. И с Кудряшом Варвара убегает не из-за любви к нему (она зевает на свиданье), а скорее от материнской тирании. Такие два типа людей и составляют основу калиновской молодежи. В них нет ничего прогрессивного; приспособившиеся или сломавшиеся, они не осознают даже своего бессилия что-либо изменить в обществе, своей никчемности, не понимают всего ужаса своего положения. Но Островский все же оставляет молодому поколению надежду, показывая тип людей/» которые могут вывести общество из плачевного положения. К этому типу молодежи относится Катерина. Она не ломается под нажимом домостроевских порядков, но и не может приспособиться к ним. («Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».) Катерина открыто протестует против всего того, что ей навязывают, протестует «по зову натуры»; протестует, потому что физически не способна жить в «темном царстве». Но ее протест не находит отклика, поэтому ей остается лишь мечтать о «лучшем мире», а когда гнет «темного царства» становится невыносимым, да к тому же и Борис покидает ее, Катерине ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.


В «темном царстве» нет условий для появления таких людей, как Базаров или Лопухов, да и всякий протест разума будет подавлен, и протестующий либо полностью покорится, либо направит свой ум на поиск «лазеек» в морали общества. Здесь на помощь приходит сама природа, порождая людей типа Катерины. Это единственный тип молодежи, способный выжить и сохранить свои положительные качества неизменными, сохранить способность совершенствовать общество. Их протест бессознателен, он идет из глубин души, но это все же протест. Их сила — в единстве, судьба одиночек — это судьба Катерины. Катерина — исключение, которое должно перерасти в правило, первый «луч света», предвестник нового типа молодежи, который едиными силами своей натуры сможет разрушить «темное царство» и создать новый мир.


Пьеса «Гроза» была написана А. Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.


Старый мир «темного царства» представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров», – пишет Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве».


Представителями молодого поколения в «Грозе» являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров?


Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий «рабствовать» перед хозяином? «Я его не боюсь, а пущай же он меня боится», – хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, «Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований».


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"