Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Первые литературные опыты Бажова

18.02.2011

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов.


Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую


духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто


юношей. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде


всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои кадры : выбор


высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен:


Дерптский, Варшавский, Томский университеты – вот и все.


Бажов решил учительствовать в начальной школе д. Шайдурихи под Невьянском,


в районе, населенном старообрядцами. Но инспектор потребовал, чтобы


воспитанник духовной семинарии преподавал не только светские предметы, но


и Закон Божий . Бажов не мог на это согласиться. Такое согласие исключало


возможность близости с местным населением и воздействия на него в духе


щаповско-кельсиевской программы. Значит, здесь незачем было оставаться.


Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище.


И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка.


Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.


В Екатеринбурге возобновилась связь Бажова с давним его старшим приятелем


Н. С. Смородинцевым. Ветеринар был интересным человеком, близким к народу.


О широких духовных запросах свидетельствовала его обширная личная


библиотека. В повести Дальнее-близкое , выведя своего старшего товарища


под именем Алчаевского, Бажов говорит о нем: шумливый, кипучий, всегда чем-


нибудь взволнованный . Один из героев повести Полиевкт Егорыч любовно


называет его Громилой . В. А. Бажова – жена Павла Петровича отзывалась о


ветеринаре как о человеке горячем .


В 1911 году Бажов женился на выпускнице епархиального училища Валентине


Александровне Иваницкой. Брак был основан на любви и единстве устремлений.


В этом плане характерно не только школьное сочинение Валентины Иваницкой,


цитированное выше, но и стихотворение Павла Петровича, преподнесенное им


невесте в день свадьбы. Вот концовка этого стихотворения:


Об руку смело идем мы вперед,


Крепкую веру храня, -


Рано иль поздно, а все же взойдет


Русского счастья заря.


Если же нам суждено не дойти,


Оба погибнем на честном пути.


Павел Петрович занимался изучением Великой Крестьянской войны. Его


интересовала в пугачевском восстании идейная сторона дела – то, что у


старообрядческой части восставших выражалось девизом: крест и борода .


Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению,


фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних


каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и


экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая


заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь


и настроения трудящихся.


Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В


связи с материальными затруднениями супруги переселились в г. Камышлов,


поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в


Камышловское духовное училище.


В одной из анкет (12.IV.1942 г.) Бажов сообщает, что в Камышловском училище


он служил до апреля 1917 года, а затем – работа по выборам. Совдеп,


городская управа, уезд-исполком . 23 августа 1917 года он был избран


городским головой, что со стороны лиц, имеющих недвижимую собственность ,


немедленно вызвало протест, направленный ими в Пермь, губернскому комиссару


Временного правительства. Авторы письма с возмущением сообщали, что


избранный городской голова П. П. Бажов с товарищем своим Н. А. Удниковым


призывают рабочих Алафузовского завода к всеобщей забастовке , и требовали


отменить выборы.


Бажов писал, что в то время, несмотря на установившуюся уже связь с


камышловскими большевиками – работниками паровозного депо Подпориным,


Жуковым и др., он еще партийно не определился . Действительно, до осени


1917 года он иногда, по его словам, блокировался с левыми эсерами , что


впоследствии, в 1933 году, послужило поводом для возбуждения персонального


дела против Бажова. В своих письменных объяснениях Павел Петрович


подтверждал, что в камышловских газетах он неоднократно был назван эсером,


хотя к партии эсеров никогда не принадлежал . В условиях засилья кадетов в


Камышлове мнимое эсерство было формой маскировки для проведения


большевистской линии. Бажов писал: камышловские большевики группировались


вокруг меня . Приведя многочисленные факты, говорящие о характере его


деятельности, он утверждал: моя работа шла по апрельским тезисам В. И.


Ленина, а не по директивам эсеров . И далее: …повседневная практика моей


работы расценивалась как большевистская, и в по-Октябрьский состав уездного


совдепа я проходил уже от большевиков . Членом коммунистической партии


Бажов стал с 1 сентября 1918 года.


Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную


Армию, редактировал газету политотдела 29-й дивизии Окопная правда , был


секретарем партячейки штаба дивизии. Он отступал вместе с армейскими


частями до Перми, где в ночь с 25-го на 26 декабря 1918 года был взят в


плен белогвардейцами, а дней через пять бежал. Бежать пришлось на восток, в


колчаковский тыл. Бажов дрался с белыми в сибирских партизанских отрядах.


Под именем Бахеева выполнял работу подпольщика-организатора и красного


разведчика в районе города Усть-Каменогорска. 15 декабря 1919 года при его


непосредственном участии партизанское соединение освободило город от


белогвардейцев еще до подхода Красной Армии и восстановило там Советскую


власть.


Очень интересны эти горьковские поправки в очерке Потерянная полоса .


Потерянная полоса дает интересный материал для наблюдений над принципами


использования Бажовым фольклорных текстов в 20-е годы. Этот период был для


него и временем углубленного познания свойств и особенностей народной речи


и постепенного формирования на этой основе собственного языкового стиля.


Своеобразие бажовской манере письма уже в раннем творчестве придавали


народно-поэтические средства художественной выразительности и


изобразительности, а также просторечные и диалектные элементы.


Бажов уже владел искусством живописи словом. Портретно-психологические и


пейзажные зарисовки ему, безусловно, удавались. Тот же полусумасшедший


старик перед огромным артельным полем – это незабываемо. Картина


артельных полей в Потерянной полосе очень хороша: в ней передано


безудержное буйство сил обновленной земли, их торжество. Удавались Бажову и


образы-характеры, – пусть пока главным образом статичные.


Но свободно владел Бажов средствами типизации лишь в документальных жанрах.


Порой он еще не мог уйти из-под власти непосредственных наблюдений,


подняться над ними и поэтому удавшиеся частности не умел подчинить общему.


Бывало и так, что выразить общественный смысл одних и тех же явлений ему


удавалось публицистическими средствами – и не удавалось образными. Так, в


очерковой книге о деревне Дюбиной, в отличие от повести Потерянная


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"