Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Петербург в романе «Преступление и наказание»

19.02.2011

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой


Человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке;


На улицу и медленно, как бы в нерешительности отправился к К-ну мосту».


Из следующих абзацев читатель улавливал, что дело происходило в


Петербурге, вблизи Сенной площади. И если он был петербуржцем, он без


Особого труда мог догадаться, что молодой человек идет по Столярному


Переулку к Копушкину мосту через Екатерининский канал (или, по-тогдашнему,


«канаву»). И когда дальше рассказывалось о том, как, пройдя «ровно семьсот


Тридцать шагов», молодой человек «подошел к преогромнейшему дому,


Выходившему первой стеной на канаву, а другою – на улицу», читатель


Понимал, что речь идет о садовой улице. Современный писатель рассказывает,


Как он в наши дни бродил по переулкам, где происходит действие


«Преступление и наказание», держа в руках роман как путеводитель.


Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных


Стихах Пушкина. И Пушкин уже провидел социальные контрасты, терзавшие


Северную Пальмиру. Однако Пушкин еще не придавал теневой стороне


Блистательной столицы империи первостепенного значения. Достоевский


Произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного


Изображения Петербурга. Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной


Столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания,


Зависть и ропот нищего Петербурга.


Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он


Жил, на Острова. «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро


И эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда


Он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в


Ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих


В саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел.


Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился


И пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо


Одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с


Какою-то начинкой пирог…»


Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом.


Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома,


Кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга, с их жалким людом, с


Их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в его


Внешности, а в социальных контрастах, динамичных и трагических,


Перетиравших в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы.


Великолепный Петербург был рядом, но Раскольников видел его только


Мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты,


Толкотни, вони, «столь известной каждому петербуржцу, не имеющему


Возможности нанять дачу». Смрадные распивочные, оборванные пьяные,


Озабоченный, спешащий народ, серый отвратительный и грустный колорит улиц


Рождали в нем «чувство глубочайшего омерзения».


В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы,


Облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубка, в город


Облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно


Оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник


Преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.


Для Достоевского Петербург – мёртвый город, насилие над природой. Медный


Всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы


Европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики.


Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои


Общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и


Аристократы. Для каждого из них – город видится по-разному: кому-то


Празднично и весело, кому-то серо и безысходно.


Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме


Отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния


Героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека.


Нигде не теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в


Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Не


Случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно


Располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная,


Призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого


Бытия.


Образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым


Цветом. Правда, это стало вполне очевидно уже после Достоевского, в поэзии


XX века. Так строки «петербургских» стихов Блока: «В эти желтые дни меж


Домами мы встретимся…», «И на желтой заре фонари…»; Анненского: «Желтый пар


Петербургской зимы…», «И Нева буро-желтого цвета…»; Мандельштама: «…к


Зловещему дегтю подмешали желток…».


Вероятно, и в романе Достоевского обилие «желтого» как-то связано с


Самим ощущением Петербурга, его общего колорита.


Желтый цвет – основной «цвет» романа. В квартире старухи-процентщицы


Комната «с желтыми обоями», мебель из «желтого дерева», картинки «в желтых


Рамках». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему


Бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи. Само лицо героя после


Болезни становится «бледно-желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова. На


Петровском острове «ярко-желтые» домики. Этот перечень можно бы продолжать


И дальше. Желтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было


Задумано и совершено преступление.


В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома», с


Их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном


Городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о


Городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает


Раскольников, идя на убийство: «…он даже очень было занялся мыслию об


Устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на


Всех площадях». Так входит в роман тема города и человека.


Достоевский – писатель-гуманист, он протестует против существования


Губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на


Мгновение («улица вдруг блеснет»), фантастика, контрасты – вот Петербург


Достоевского.


Образ Петербурга в романе символичен. Он является, с одной стороны,


Социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой –


Является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка


Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.


«Чрезвычайное потрясение»


Величина Достоевского-художника обусловлена, в частности, тем, что он с


Поразительной остротой и глубиной осознавая всю грандиозность и далеко


Идущие последствия той исторической ломки, которая началась в России в 60-


Х годах XIX века. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные,


Технические, идейные и нравственные перевороты, которые действительно и


Произошло уже после его смерти, в XX веке.


И главное здесь вовсе не в прямых «пророчествах» и предсказаниях будущих


Событий (хотя и их можно найти Достоевского), а в необычайно ясном и


Углубленном видении тогдашних, современных Достоевскому процессов и фактов,


В которых выражалась подготовка и нарастание грядущего всемирно-


Исторического переворота.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"