Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Природа великий учитель (по поэме «Мцыри»)

8.04.2011

Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.


Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.


И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;


Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой. Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой.


На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса.


Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле.


Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.


М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.


Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о естественном человеке, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к естественному состоянию. Он представитель иного, людского, царства и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.


Итак, человек и природа два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы Мцыри.


Немного лет тому назад


Там, где сливался, шумят,


Обнявшись, будто две сестры,


Струи Арагвы и Куры,


Был монастырь…


Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, будто две сестры. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который


…был, казалось, лет шести,


Как серна гор, пуглив и дик


И слаб и гибок, как тростник.


Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к плену. Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по стороне своей родной. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители осенней ночью. У романтиков ночь символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. Темный лес закрывает ему путь на родину. Побег шаг в неизведанный мир. Что ждет там МцыриЭто чудный мир тревог и битв, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался от келий душных и молитв. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, где люди вольны, как орлы. Утром он увидел то, к чему стремился: пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья это братья в пляске круговой, горные хребты в объятьях каменных. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.


Кругом меня цвел божий сад;


Растений радужный наряд


Хранил следы небесных слез,


И кудри виноградных лоз


Вились, красуясь меж дерев…


Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была стройна… как тополь, царь ее полей. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, но… не смел. Он отправился в путь, поскольку цель одну, пройти в родимую страну имел в душе. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился страшней и гуще каждый час. Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.


Мцыри был сам как барс пустынный, зол и дик, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"