Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Разные лица Владимира Высоцкого

17.02.2011

Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.


Как ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и выросшего в Москве, работавшего в столичном театре. Но он обладал редким даром сочувствия. Когда говорил от чьего-то лица (и как актер, и как поэт-певец), перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:


Отставить разговоры!


Вперед и вверх, а там…


Ведь это наши горы,


Они помогут нам…


(«Мерцал закат, как блеск клинка…»)


Он любил своих друзей и остро переживал потери — совсем как герой его песни «Он не вернулся из боя».


Он любил жизнь и верил в ее победу над любой бедой, как и те солдаты, которые, видя выжженную Землю, бились за ее возрождение:


Кто сказал, что Земля не поет,


Что она замолчала навеки?!


Нет! Звенит она, стоны глуша,


Изо всех своих ран, из отдушин,


Ведь Земля — это наша душа,


Сапогами не вытоптать душу.


(«Песня о Земле»)


Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:


Весь мир на ладони — ты счастлив и нем


И только немного завидуешь тем —


Другим, у которых вершины еще впереди.


(« Верши на»)


Но не только реальные люди были ему созвучны, но и литературные и фольклорные персонажи: отказавшийся от дележа и невзлюбивший свой век Гамлет, очарованная сказкой Алиса и даже бесшабашный Соловей-Разбойник.


Были у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал свой портрет «от противного», в красках изображая тех, кто был ему глубоко неприятен.


У них денег — куры не клюют,


А у нас на водку не хватает, —


Пел он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него, талантливого и знаменитого» шептались завистники. Высоцкий не боялся, что его «перепутают» с отрицательным персонажем. Просто знал себе цену.


В некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно искренен:


Я не люблю уверенности сытой,


Уж лучше пусть откажут тормоза,


Досадно мне, коль слово «честь» забыто


И коль в чести наветы за глаза.


(«Я не люблю»)


А в общем-то он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного — фальши.


Познакомившись с современными поэтами, мне бы хотелось остановиться на творчестве В. Высоцкого. Всего лишь один урок, где звучали стихи и песни в его исполнении, записанные на грампластинках, где рассказали о его жизни и творчестве, и несколько часов работы дома, а сколько нужного и интересного я узнала, поняла. Все это заставило задуматься и сделать определенные выводы. И не согласиться со словами И. Талькова невозможно. В июле будет двенадцать лет, как нет этого прекрасного поэта, голос которого звучит во многих уголках нашей страны, продолжает жить, не умолкая. И вот у меня появился «свой собственный Высоцкий», о котором мне бы хотелось рассказать. О нем можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий —неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек.


Что бы ни делал: исполнял песни, снимался в кино, играл в спектаклях, — он всегда работал с полной самоотдачей, на износ. Он был и остается самим собой, весь на виду со своими удачами и неудачами, сомнениями и убежденностью. И как доказательство этому — книга М. Влади «Владимир, или Прерванный полет». Но песня — самое главное в его жизни. По этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну — театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую — только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!»


Им написано много песен, в которых заключено все, что он думает об искусстве, о жизни, и о людях. Творчество поэта многогранно и разнообразно. Кого-то покорила лирика о любви, кому-то ближе военные песни, кто-то рад «сказочным песням». Хоть В. Высоцкий был и актером, попробовал на себе различные характеры людей, побывал в разных ситуациях, он всегда оставался искренним, простым и откровенным. Писать по заказу Высоцкий не мог и не хотел, писал только о том, что его волновало, интересовало, о чем болели душа и сердце. В песне «Я не люблю» полностью раскрыты его взгляды на мир, на жизнь, показано его отношение к людям, к себе, что ему было дорого, что он ненавидел:


Я не люблю фатального исхода,


От жизни никогда не устаю.


Я не люблю любое время года,


Когда веселых песен не пою.


Я не люблю себя, когда я трушу,


И не терплю, когда невинных бьют.


Я не люблю, когда мне лезут в душу,


Тем более — когда в нее плюют.


Пусть меняется мир, пусть меняются взгляды у людей, пусть произойдет большой переворот в стране, В. Высоцкий не продаст свою совесть и не отступит от своих идей, он меняться не собирается:


Пусть впереди большие перемены,


Я это никогда не полюблю.


Сила творчества Высоцкого — в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал, не переживал, не переболел. Его песни — не просто мысль, облаченная в стихотворение — музыкальную форму, но состояние души. Он считал: «Неважно, кто и как исполняет, в какой форме! Важно — что! и интересно это людям или нет».


Свое сочинение мне бы хотелось закончить словами самого В. Высоцкого:


Но кажется мне, не уйдем мы с историей


На заслуженный и нежеланный покой…


На сегодняшний день мы видим, что эти слова не нуждаются в доказательстве.


В. Высоцкий продолжает свою жизнь.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"