Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Рильке Райнер Мария – «Сонеты к Орфею»

11.04.2011

Когда я в следующий раз снова проходил мимо Евальдова окна, он поманил к себе и улыбнулся: «Вы пообещали то детям?» – «Как так?» – Удивился я. «Да вот, когда я рассказал им о Егоре, они пожаловались, что Бог вовсе не появляется в этом рассказе». Я испугался: «Что? Рассказ без Бога, но разве такое возможно? «Потом я спохватился:« А действительно, в этом рассказе ничего не сказано о Боге. Не пойму, как такое могло случиться… »


Мой приятель усмехнулся из такого пыла. «Вы не волнуйтесь, – перебил он меня ласково.- Я думаю, никогда нельзя знать, в рассказе Бог, пока оно не совсем закончено. Ведь когда не хватает всего двух слов, даже когда еще остается сделать паузу после последнего слова, – он может еще появиться ». Я кивнул, и калека сказал другим тоном: «Не знаете ли вы еще чего о тех русских певцов?».


И я начал рассказывать:


«Это делалось в те времена, когда в Южной Руси боролись за свободу… В Южной Руси и в тех тихих одиноких степях, которые носят Украины, хозяйничали польские паны. Они были жестокими властителями, их гнет и жажда евреев-арендаторов, в чьих руках были даже церковные ключи, которые они выдавали православным за отдельную плату, были такие невыносимые, что молодые люди вокруг Киева и вверх по Днепру серьезно задумались. Даже сам Киев, священный город, где Русь впервые заявила о себе, все больше погружался в себя и уничтожался пожарами, похожими на внезапные безумные мысли, после которых ночь становится еще безбережнишою. Народ в степях не знал толком, что происходит. Однако охваченные непонятной тревогой, деды выходили по ночам из своих домов и молча всматривались в высокое, вечно безветренно небо, а днем можно было видеть фигуры, которые возникали из-за гребней могил над плоской далью. Эти могилы, гробницы прошлых поколений, пересекают всю степь, словно застывший морской прибой. И в этой стране, где могилы, как горы, люди напоминают бездны. Жители степей незглибими, темные, молчаливые, и их слова – лишь недолговечны, шаткие мостики к их истинного естества. Иногда из могил взлетают темные птицы. Иногда буйные песни врываются в сердца тем притьмареним людям и исчезают глубоко в них, а птицы пропадают в небе. Во всех направлениях все кажется бесконечным. Даже дома не могут защитить от этой неизмеримости, которой их окошка заполнены до отказа. Только в сумеречных углах домов висят старые иконы, словно верстовые камни Бога, и отблеск лампадки убивается сквозь их оклад, словно блуждающие ребенок сквозь звездную ночь. Эти иконы – будто опора, словно некий знак на пути, и ни дом не стоит без них.


Вновь и вновь возникает потребность в иконе, когда какую уничтожит время или червь, когда кто женится и ставит себе дом или когда кто, как, например, Авраам, умирает, завещав, чтобы ему положили в свернуты руки святого Николая Чудотворца, – вероятно, для того, чтобы на небе узнать по этому образу уважаемого им святого.


Так и получается, что Петр Акимович, собственно, сапожник по профессии, тоже рисует иконы. Когда устает от одной работы, он переходит, трижды перекрестившись, ко второй, и та же набожность покровительствует как его дратву и молоточки, так и его рисованию. Сейчас он уже старый, но еще сильный. Спину, согнутую над сапогами, он выпрямляет перед образами и тем сохранил хорошее телосложение и стройность в плечах и состоянии. Большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве, совершенно не вмешиваясь в суету, вызванную тем, что его жена Акулина рожала ему детей и что те либо умирали, либо женились. Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношениях с теми, которые остались в доме и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил. То были Акулина, его жена, тихая, смиренная женщина, отдала себя без остатка детям; пожилая, некрасивая видом дочь и Алеша, сын, который, знайшовшись очень поздно, имел всего семнадцать лет. Петр хотел приучить его к живописи, понимая, что скоро уже не сможет справиться со всеми заказами. Но вскоре он отказался от своих попыток научить сына. Олекса нарисовал Пресвятую Богородицу, но так мало достиг сходства со строгим образцом, который мазня скорее походила на портрет Марьяны, дочери казака Голокопытенка. Старый Петро поторопился, несколько раз перед тем перекрестившись, зарисовать обиженные доску образом святого Димитрия, которого он по неизвестной причине уважал более всех святых.


Алеша и сам больше никогда не брался за оскорбления. Когда отец не вспоминал ему позолотить венчик, он в основном бродил в степи, ни одна душа не знала где. Мать чудувалася из него и опасалась заговорить с ним, будто он был посторонним или каким чиновником. Сестра била его, пока он был маленьким, а теперь, когда Алексей вырос, стала его презирать за то, что он не бил ее. Да и во всем селе некому было заботиться парнем. Марьяна, казацкая дочь, высмеяла его, когда он решил ее сватать, а других девушек Алеша не спрашивал, считают ли они его в женихи. На Запорожскую Сечь никто не хотел брать с собой из-за того, что он всем казался слишком слабыми, а, может, еще и смолодым. Однажды он сбежал и добрался до ближайшего монастыря, но монахи его не приняли, – поэтому для него остался только степь, широкий волнистый степь. Некоторое охотник подарил ему старое ружье, бог знает чем набитую. Олекса все время таскал ее с собой, но никогда не стрелял: во-первых, потому, что хотел сохранить заряд, а еще потому, что не знал зачем.


Однажды теплого, тихого вечера, в начале лета, вся семья сидела за грубым столом, на котором стояла миска с кашей. Петр ел, остальные смотрела на него, ожидая, что он оставит. Вдруг рука его с ложкой застыла, и старый вернул свое широкое, осунувшееся лицо к двери, откуда наискосок через стол падала полоса света и терялась в домашнем сумерках. Все прислушались. Снаружи то шуршало по стенам, словно ночная птица тихо черкал крыльями бревна… И потом снова будто какой-то большой зверь зачалапав вокруг дома, его осторожные шаги слышались одновременно от всех стен. Олекса тихо встал со своего табурета, и в то же мгновение свет в дверях заслонило то высокое, черное – оно совершенно вытеснило вечер, внесло в дом ночь и неуверенно продвигалось своей огромной фигурой вперед. «Остап!» – Сказала поганкувата своим злым голосом. И тогда все его узнали. Это был один из слепых кобзарей, старик, ходил со своей двенадцатиструнную бандурой по деревням и пел о великой славе казаков, об их отвага и верность, об их гетманов, о Кирдяга, Кукубенко, Бульбу и о других героях, и все охотно слушали его песни. Остап трижды низко поклонился в ту сторону, где, как он думал, было угол (сам того не зная, он вернулся к иконе Знамения), потом сел у печи и спросил тихим голосом: «У кого же это я?» – «У нас, батюшка, у Петра Акимовича, сапожника », – дружелюбно ответил Петр. Он любил песни и радовался этому неожиданному гостю. «А, у Петра Акимовича, того, что образы рисует», – сказал слепой, чтобы также выявить приязнь. Спустя наступила тишина. На шести длинных струнах бандуры родился звук, он рос, таял и отбивался, замирая, и так повторялось много раз во все более быстром темпе, так что напоследок приходилось страшно закрывать глаза, чтобы не видеть, как эта безумная стремительная мелодия упадет, как подрубленная, тогда игра прервалась, уступив место гулком Кобзаревой голоса, который вскоре исполнил целую комнату и быстро созвал из соседних домов людей, начали собираться у дверей и под окнами. Но не о героях говорилось этот раз в песне. Хорошо была уже всем известна слава Бульбы, Остряницы и Наливайко. Не о их победах говорилось сегодня в песне… Вслед за кобзарем все опустили головы, подавленные грустной песней:


Нет на свете Правды, не найти, нет.


Кто забытую Правду ныне отыщет?


Нет на свете Правды, не найти до конца жизни,


Правда – под пятой февраля Закона,


Теперь праздника Правда сидит в темнице,


А милостивая Кривда – с господами в горнице.


Правду презирают, как серую голу,


А Кривда садится в барского стола.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"