Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Rus-8

18.02.2011

Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»


Страшная месть — единственная в Вечерах на хуторе историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в которой украинский народ обратился к немощи и поддержке русского народа. В этой повести Гоголь передает старинную народную легенду, рас… сказывающую о страшном преступлении изменника своей родине — отвратительного колдуна.


Несмотря на фантастический элемент, в повести отразились реальные исторические события борьбы казачества v иноземными захватчиками, с польской шляхтой. Гоголь, пользуясь мотивами народных легенд, разоблачает черную, отвратительную натуру предателя, преступления которого не могут найти прощения и забвения даже по прошествии веков.


Пользуясь яркими эпическими красками народных песец, украинских дум , рисует Гоголь образ Данилы Бурульбаида — доблестного патриоты, мужественного борца за родину.  Предвещая эпическую силу ”Тараса Бульбы , Страшная месть звучит как героическая поэма, посвященная доблести борцов-патриотов, самоотверженно сражающихся за независимость своей родины.


Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает ее лирическую тему, придает’ глубину и обобщенность ее образам. Величественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриотическую тему повести. Днепр здесь становится как бы символом родины, могучей, величественной и прекрасной. Поэтические образу, эпические картины, богатейшие краски народных песен и легенд широко использованы Гоголем в Страшной мести. Сам ритмический строй повести звучит как песня, как поэтическое повествование сказителя-бандуриста. Народность замысла— осуждение измены родине и прославление верности и доблести преданных ее. сынов определяет и народность образов повести.


Особое место занимает в Вечерах на хуторе близ Диканьки повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка . В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей Вечеров своим сатирическим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.


В повести о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное и жалкое существование ничтожного и никчемного дворянина-небокоптителя, затхлый И кислый мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть сколько-нибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое существование в качестве хотя и мелкого, но, душевладельца .


Образ Ивана Федоровича Шпоньки открывает галерею гоголевских дворян- существователей . Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и осудил пошлость пошлого человека — как определил позднее отличительную тему его творчества Пушкин.


Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, будничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические черты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встае�� перед читателем праздная, животная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый писателю, мир изобилия природных благ и в то же время полного духовного оскудения, мелочности интересов их владельцев.


Рисуя правдивые картины быта помещиков, их якобы безмятежного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом помещичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыстолюбие, нечестные проделки и плутни.


Сочинение Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки


В этом произведении Н.В.Гоголя сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.


В песнях Гоголь видел прежде всего отражение народного характера. В статье, посвященной украинским песням, он писал: Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте этой цветущей части России… , так как в песнях передан верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа…


Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек: Ганны в Майской ночи , Оксаны в Ночи перед Рождеством , Параски в Сорочинской ярмарке , — Гоголь широко пользуется народными песнями. В них он находит задушевные черты и краски, которыми наделены его героини, то лирически-задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, как Параска, но одинаково преданные и нежно любящие. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен, потому что все красивое и чистое, что отличает чувства простых людей из народа, с наибольшей полнотой и поэтической силой выражено в народной песне. Лирическим, песенным является объяснение Левко и Ганны в повести Майская ночь . Недаром начало первой главы так близко к одной из известных украинских песен — Солнце низенько, вечер близенько .


В людях из народа видел Гоголь лучшие человеческие черты и качества: любовь к родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, человечность и благородство.


Кузнец Вакула в Ночи перед Рождеством , Левко в Майской ночи , Данила Бурульбаш в Страшной мести являются воплощением тех положительных черт, какие запечатлелись в народных думах и песнях. Вакула не теряется ни при каких жизненных обстоятельствах. Он заставил, служить себе черта, не робеет он и во дворце у царицы. Его поступки определяются большим и подлинным чувством любви к Оксане.


В Вечерах на хуторе близ Диканьки не дано непосредственно картин крепостного быта, угнетения крестьян помещиками. Это объясняется не стремлением писателя идеализировать, приукрасить действительность, а тем, что Гоголь хотел показать народ не подневольным и покорным, а гордым, свободным в своей внутренней красоте и силе, в своем жизнеутверждающем оптимизме. Не следует забывать и исторические особенности жизни украинского народа, закрепощенного лишь в сравнительно позднюю пору: окончательное оформление крепостное право на Украине приобрело только при Екатерине II.


Парубки в Майской ночи , задумавшие подразнить голову и помочь Левко, показаны не только как повесы и гуляки — они стоят за свои права, в них живет еще память о той вольности, которой славилось казаче ство. Что ж мы, ребята, за холопья? Разве мы не такого роду, как и он? Мы, слава Богу, вольные козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки! — говорит Левко, поднимая своих товарищей против головы. Один из хлопцев вспоминает о прежней казацкой воле: …чудится, будто поминаешь давние годы. Любо, больно на сердце; а душа как будто в раю. Гей, хлопцы! Гей, гуляй!..


Свободолюбивое народное начало Вечеров на хуторе близ Диканьки с особенной полнотой нашло свое выражение в образе запорожца, неоднократно встречающемся в повестях. Смелость и вольнолюбие характерны для таких героев, как кузнец Вакула, Грицько, дед-казак из повести Пропавшая грамота , не говоря уже о Даниле Бурульбаше из повести Страшная месть .



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"