Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение: Песни А. Галича как исторический источник

18.02.2011

Источником информации о прошлом может быть практически все: и осколок кувшина, и обглоданная кость, и надпись, высеченная на камне. Хранят в себе память о минувшем и песни. Важна и тема, на которую они написаны, и образы, созданные поэтом, и сам его язык.


Тому, кого интересует недавнее прошлое нашей страны, очень много могут рассказать песни Александра Галича. Годы его жизни — 1918—1977. Он родился, когда Россия была охвачена пламенем гражданской войны, юношей пережил Великую Отечественную, хорошо помнил сталинское время, в годы «оттепели» стал известным драматургом и сценаристом, в период так называемого «застоя» эмигрировал из СССР. Он не понаслышке знал советскую историю и писал о ней — писал правду. Именно потому расходились по всей стране его песни на магнитофонных кассетах. Именно потому его ненавидели высокие начальники. Они сначала исключили его из Союза писателей, а потом изгнали из страны.


Что же мы узнаём о русской истории XX века и о современной поэту советской действительности, когда слушаем песни Галича? Мы вспоминаем погибших солдат Великой Отечественной:


Где полегла в сорок третьем пехота,


Пехота, пехота,


Где полегла в сорок третьем пехота


Без толку, зазря,


Там по пороше гуляет охота…


Трубят егеря!


( «Ошибка»)


Мы оказываемся в стране, где чуть не каждый второй — бывший узник:


Я подковой вмерз в санный след,


В лед, что я кайлом ковырял!


Ведь недаром я двадцать лет


Протрубил по тем лагерям.


(«Облака»)


Но и послевоенная, послесталинская жизнь оказывается вовсе не веселой. Трудно поэту в мире, где личную жизнь граждан «разбирают» на собраниях («А из зала мне кричат: «Давай подробности!»), касса взаимопомощи не дает человеку денег, потому что «каждый рупь — идет на стройку», а на столе у палачей «икра и балычок».


В песнях Галича пьют водку, играют в домино, скандалят из-за жилплощади — ведут убогую и тусклую жизнь. И эти же люди получают какие-то почетные звания, выступают на собраниях, знают наизусть лозунги. Они окружены, задушены официальной ложью.


Время сеет ветры, мечет молнии,


Создает советы и комиссии,


Что ни день — фанфарное безмолвие


Славит многодумное безмыслие.


Здесь завидуют и сплетничают:


И в кино я не ходил: «Ясно, немец!»


И на танцах не бывал: «Академик!»


И в палатке я купил чай и перец:


«Эко денег у него, эко денег!»


(«Баллада о стариках и старухах.


с которыми я вместе жил


и лечился в санатории


областного совета…»)


Здесь подслушивают и пишут доносы:


…Я сижу, гитарой тренькаю.


Хохот, грохот, гогот, звон…


И сосед-стукач за стенкою


Прячет в стол магнитофон…


(«Желание славы»)


Но сквозь «фанфарное безмолвие» прорывается голос, который говорит, выкрикивает правду. О себе самом, о своих единомышленниках, писавших «в стол», публиковавшихся в «самиздате» и за границей, о них, рисковавших свободой, но сохранивших совесть и честь, пел Александр Галич:


Я выбираю Свободу,


Но не из боя, а в бой,


Я выбираю Свободу


Быть просто самим собой.


(«Я выбираю Свободу»)


И это тоже правда о недавней истории России: одни выбрали ложь и сытость, другие — внутреннюю свободу — и судьбу узников и изгнанников.


Чтобы открыть книгу Галича, поставить в магнитофон его кассету, нужно мужество. Будет стыдно и горько. Ведь это не чужая, а наша история и наша боль. Чтобы излечиться, надо знать правду. «Спрашивайте, мальчики!» — призывал Александр Галич. И мы продолжаем спрашивать, читая его стихи и слушая песни.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"