Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение по повести Галича «Возвращение»

18.02.2011

В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза «Генеральная репетиция», а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые «Облака», «Когда я вернусь» и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека. Значит, его эстетические взгляды созвучны всем добрым и справедливым людям России.


Книгу «Возвращение» открывает стихотворение «Песня об Отчем Доме»:


Ты часто мне снишься, мой Отчий Дом,


Золотой мой недолгий век,


Но все то, что случится со мной потом,


Все отсюда берет разбег.


Я знаю судьбу А. Галича, и для меня «Отчий Дом» — это образ родины, неподвластный влияниям темных сил. Но эти силы могут повлиять на судьбу «жильцов» этого Дома:


Как ни странно мне было, мой Отчий Дом,


Когда некто с пустым лицом


Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том


Я не сыном был, а жильцом.


Автор, пользуясь развернутой метафорой, в четырех строках передает ощущение любящего свою родину человека, испытавшего несправедливость власти. Но лирический герой Галича ни в чем не винит Отчий Дом. Он верит в его святость. Он готов разделить с ним любую беду и прийти, если понадобится, вызволять его из огня. Вся поэзия Галича светится благородством отношения к вечным человеческим ценностям. Особенно хочу отметить песни-реквиемы памяти А. Ахматовой, О. Мандельштама и Б. Пастернака. В них с особой силой звучит голос Галича-гражданина. Он тонко чувствует трагедию этих людей, потому что они тоже пережили (каждый по-своему) разлуку с Отчим Домом.


Трагедию Анны Ахматовой автор передает через образ девочки, которая вырастает и мужает для любви и счастья и гордой походкой идет сквозь жизненные испытания:


На праздник и на плаху


Идет она, как ты!


По Пряжке, через Прагу


Искать свои «Кресты»!


Автор заканчивает реквием возвращением героини домой, где она никому не жалуется на свою судьбу: «И никому ни слова — где была…» А последние слова героини прямо обращены к Анне Ахматовой:


Но с мокрых пальцев облизнет чернила


И скажет, притулившись в уголке:


«Прости, но мне бумаги не хватило,


Я на твоем пишу черновике…»


Мне даже кажется, что автор не столько стремится этой метафорой передать трагедию большого поэта, сколько утвердить непобедимость своих идеалов, неподвластных темным силам. В другой песне-реквиеме памяти О. Мандельштама автор использовал стихи самого Мандельштама, как бы предсказавшего свою суровую судьбу. У Мандельштама есть такие строки:


И только и света,


Что в звездной колючей неправде.


А жизнь промелькнет


Театрального капора пеной.


И некому молвить


Из табора улицы темной…


Мандельштама и Галича роднит страстная любовь к музыке, поэтому, мне кажется, автор очень удачно и наверняка не случайно начал реквием с музыкального образа:


Всю ночь за стеной ворковала гитара.


Сосед-прощелыга крутил юбилей.


И два понятых, словно два санитара,


Зевая, томились у черных дверей.


Автор мастерски переплетает три сюжетных линии: первая — идет обыск в квартире Мандельштама; вторая — жизнь соседа-обывателя, справляющего свой юбилей, а за стеной во время обыска раздается музыка радиолы и блатарь-одессит распевает «Рамону»; третья — строки из приведенного стихотворения Мандельштама, вкрапленные в текст реквиема.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"