Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение «Живая жизнь» Высоцкого

18.02.2011

Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только «останется», но будет энергично вмешиваться в жизнь живых. «В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное», — писал известный поэт Д. Самойлов.


Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не «слизывал» — он создавал: творил свой мир, свой язык. Несомненно также, что Высоцкий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.


Так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.


Вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.


Вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей,


И холодные ветры проворно потекли из щелей…


Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал «об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России».


Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:


В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.


За что мне эта злая, нелепая стезя, —


Не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.


«Поэт после смерти принадлежит всем?» Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: «Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил… В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее». Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.


Мы бдительны — мы тайн не разболтаем,


Они в надежных жилистых руках,


К тому же этих тайн мы знать не знаем


Мы умникам секреты доверяем,


А мы, даст бог, походим в дураках.


Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была «невероятной по взлету и высоте полета».


Этот день будет первым всегда и везде


Пробил час, долгожданный серебряный час.


Мы ушли по весенней высокой воде,


Обещанием помнить и ждать заручась.


Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена «человеческих документов» — писем, дневников, материалов. А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.


От границы мы землю вертели назад


(Было дело сначала).


Но обратно ее закрутил наш комбат,


Оттолкнувшись ногой от Урала.


Не пугайтесь, когда не на месте закат,


Судный день — это сказки для старших,


Просто Землю вращают, куда захотят,


Наши сменные роты на марше.


Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.


Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,


Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!


И кричал со всхрипом я — люди не дышали,


И никто не морщился, право же, никто.


Да зачем же вы тогда все: «вранье» да и «хаянье»?


Я всегда имел в виду мужиков — не дам.


Вы не слушали меня, затаив дыхание.


И теперь ханыжите, — только я не дам.


В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что «судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека». Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.


Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю


Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…


Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,


Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!


Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.


Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд. Мне хочется поговорить о его стихотворении «Я не люблю». Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.


Я не люблю фальшивого исхода,


От жизни никогда не устаю.


Я не люблю любое время года,


В которое болею или пью.


Я не люблю холодного цинизма,


В восторженность не верю, и еще —


Когда чужой мои читает письма,


Заглядывая мне через плечо.


В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.


Я не люблю, когда наполовину,


Или когда прервали разговор.


Я не люблю, когда стреляют в спину,


Я также против выстрела в упор.


И как у большого поэта, у Высоцкого от личного «я» идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.


Я ненавижу сплетни в виде версий,


Червей сомненья, почестей иглу,


Или — когда все время против шерсти,


Или — когда железом по стеклу.


Я не люблю уверенности сытой,


Уж лучше пусть откажут тормоза.


Досадно мне, коль слово «честь» забыто


И коль в чести наветы за глаза.


Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: «Я не люблю…» Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни» к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.


Когда я вижу сломанные крылья —


Нет жалости во мне, и неспроста.


Я не люблю насилья и бессилья,


Вот только жаль распятого Христа.


Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.


Я не люблю себя, когда я трушу,


Я не терплю, когда невинных бьют.


Я не люблю, когда мне лезут в душу,


Тем более — когда в нее плюют.


Я не люблю манежи и арены —


На них милъон меняют по рублю.


Пусть впереди большие перемены,


Я это никогда не полюблю!


Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"