Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сюжет "Мертвых душ" (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

18.02.2011

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.


В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, романтического бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке.


Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутьЕ Ворует ключница, глупо и без толку готовится на кухне , пусто в кладовой , нечистоплотны и пьяницы слуги . А между тем воздвигнута беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: Храм уединенного размышления . Мечты Манилова вздорны и нелепы. Иногда говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный Мосте


Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года . Пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи ( майский день , именины сердца ) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: Черт знает что это такое! и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную . Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.


Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех привлекательных черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов . Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. Крепколобая и дубинноголовая Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души . Любопытна немая сцена , которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.


Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять . Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками


Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его . Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяЕ Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.


Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, почем ходят мертвые души , подтверждает слова лихого говоруна .


Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком .


Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво все было пригнано плотно и как следует .


Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной гастрономической патетики: У меня когда свинина всю свинью давай на стол, баранина всего барана тащи, гусь всего гуся! Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).


Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от бережливого хозяина к полусумасшедшему скряге. А ведь было время, когда он был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочки выбегал сын. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее . Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве . Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.


В деревне Плюшкина Чичиков замечает какую-то особенную ветхость . Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем последний пастух Собакевича . Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: И до какой ничтожности, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком .


Таким образом, помещиков в Мертвых душах объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь социальным объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает типические характеры в типических обстоятельствах , но обстоятельства могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"