Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Театр Жана Расина

5.04.2011

В 1677 была поставлена «Андромаха». Нечто новое открылось французскому театру. Зритель увидел людей в тенетах страстей, не умеющих подавлять их. Появился новый поэтический талант, которому суждено было затмить Корнеля.


Драматургов разделяло 33 года: Корнелю было 61, Расину – 28. Общество вступило в новую фазу развития, т. к. пришло новое поколение и Корнель померк. Французы отметили разницу в поэтических системах двух драматургов. Лабрюйер: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин роднит их с нашими. Тот рисует людей какими они должны быть, этот – какие есть».


Расин родился в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано полюбил поэзию. Софокла и Еврипида он знал почти наизусть. Написал пьесу, показал Мольеру, который был директором театра Пале-Рояль, тот заметил дарование. В 1664 была поставлена первая трагедия Расина – «Фиваида». Через год «Александр». Корнель его заметил, но сказал, что у молодого человека хороший поэтический жанр, но никаких способностей в драматургии, поэтому ему стоить избрать иной жанр. Расин был принят в число 40 официально признанных Академией выдающихся деятелей культуры нации. С трагедией «Федра» (1677) связано печальное событие в жизни драматурга. Группа аристократов решила поиздеваться над ним, места были заранее раскуплены и во время пьесы Прадона (продажный поэт, вступивший с ним в состязание) места заполнялись зрителями, а когда ставилась «Федра» оставались пустыми. Р. был очень оскорблен. Решил, что никогда больше не станет писать пьес. Но через 12 лет – «Эсфирь» (1689).


Особенности драматургии. Расин: «Трагедия есть воспроизведение действия завершенного, где совместно действуют многие лица, – действия простого, но не слишком обремененного материей». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий – вот ее желательные качества. В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие». Разумность всех основ произведения – его идей, эмоций, изобразительных средств – открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам. Высшие авторитеты – древние. Расин – явная попытка избавить лит-ру от идеализации действительности. Герой Корнеля – совершенный герой, герой Расина – «средний человек», средние его достоинства – добродетель, способная на слабость.


«Федра». Раскрывает картину нравственного разлада личности. Драматург бросил луч света на бедствие души, на ту страшную катастрофу, которую человек терпит, когда в его сознании рушится гармония между представлением о должном и его субъективным влечением, между желаемым и допустимым. Причем влечение – это чувство, доведенное до экстаза, а долг – не просто долг, а нарушив его, человек распадается как личность, теряет самоуважение.


Основные персонажи


Тесей, царь афинский. Федра, его жена. Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок. Арикия, царевна из афинского царского рода. Энона, кормилица Федры.

Все персонажи бледнеют перед образом Федры, являющимся центральным в пьесе.


Образ Тесея олицетворяет собой благородство, смешанное с неверностью: этот персонаж также иллюстрирует собой власть любви, которая разрушает все, даже благородство и великодушие.


Главной чертой в образе Ипполита является борьба между гордостью подростка и соблазнами любви, которая для него с самого начала является преступной: так как он уважает своего отца, он уважает его приказы и считает за преступление желание жениться на Арисии. Благородный и гордый, Ипполит, которого любовь ведет к смерти, также несколько виноват в своей несчастной судьбе.


Арисия, как и Ипполит, долго похвалялась тем, что никогда не знала любви. Именно эта редкая гордость и привязывает к ней Ипполита. Несмотря на амбициозность (Арисия хочет занять трон Тесея), она остается расиновской девушкой, трогательной и благородной жертвой.


Федра олицетворяет собой страсть. В своей преступной любви к пасынку Федра обвиняет прежде всего свою кровь: мать Пасифаю, породившую Минотавра, и Ариадну, брошенную Тесеем. На протяжении всей пьесы Федра борется со своей любовью; она хочет вернуть себе чистоту души и добивается этого лишь после смерти.


Что касается двух наперсников, Терамена и Евноны, Расин снабдил их здравым смыслом и безграничной преданностью своим хозяевам. В отличие от большинства трагедий XVII века, в которых наперсники не играют большой роли, в Федре Расина, именно они, особенно Евнона, ведут действие. Евнона является злым гением Федры, хотя желает только одного: помешать Федре убить себя.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"