Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Туманная субъективность авторских отступлений Гоголя

22.02.2011

Гоголь великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и лирические, отображающие переживания автора о судьбе России.


В начале поэмы Гоголь рассказывает читателю о толстых и тоненьких чиновниках, именно эти физические качества, по мнению писателя, и являются главными в человеке, определяющими его судьбу и поведение. В городе НН было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые «были почетные чиновники в городе!» Они занимали самые важные посты.


В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях он хочет показать паразитизм их существования, отсутствие привычки к труду и угнетение крепостного народа. Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет «прорехой на человечестве». Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о судьбе крепостного народа, показывает страшную картину в поместье Плюшкина. Злой хозяин совершенно не кормит своих крестьян, говоря при этом, что у него «народ-то прожорлив, от праздности завел привычку трескать», за последние три года у него умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбежало, не вытерпело голода.


Дворовые поздней зимой бегают босиком, так как хозяин имеет только одни сапоги для крестьян, которые надеваются, когда они входят в сени дома. Описывая эту горестную картину, Гоголь также хочет подчеркнуть и силу, мужество, где-то даже героизм простого русского народа. Но это является проблемой не только для автора, но и для всей России. Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги, русского народа. Тема дороги вторая тема в «мертвых душах», связанная с проблематикой Родины. Дорога образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: «Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»


Н.В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несеться?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ. Не дает ответа!» В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос «Куда ж ты несешься?» не дает ответа, к сожалению и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.


Произвол помещиков, тяжелая жизнь крепостных крестьян, пьянство, леньвсе это без прикрас было показано Гоголем в поэме «Мертвые души». Россия — богатая, бедная, добрая, уродливая, глупая, любящая, злая — встает перед нами на страницах произведения. Показывается весь ужас, весь «ад» русской жизни.


«Ад» русской жизни — это прежде всего помещики-самодуры, которые заботятся только о себе и своем благосостоянии, не думая больше ни о чем.

Каждый помещик в поэме представляет собой определенный тип человека.


Первый, к кому приезжает Чичиков, — это Манилов. Манилов доброжелателен и этой доброжелательностью отвратителен: «…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». В его голове, хозяйстве и жизни творится полный развал: «…У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней, — словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». Единственное, чем занимался Манилов, — это никчемные размышления ни о чем.


В доме не могут уже несколько лет обтянуть кресла материей. Манилов читает книгу уже два года и особых успехов не видно: «…книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Манилов ведет паразитическое существование, не заботясь ни о себе, ни о своих крепостных, и видно его постепенное разорение. Предложение Чичикова о покупке мертвых душ приводит Манилова в изумление: «…Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Но вскоре он приходит в себя и отдает Чичикову все мертвые души за просто так. Это объясняется тем, что Манилов ко всему равнодушен и ему безразлично, что он делает. После отъезда Чичикова он снова предается размышлениям о жизни.


Полной противоположностью Манилову является помещик Собакевич. Собакевич — это единственный нормальный хозяин, заботящийся о своих крестьянах. Зная, что если крестьян кормить, то они будут работать, он добивается успеха и живет не бедствуя. Это хитрый, умный и здравомыслящий человек. На нелепое предложение Чичикова о покупке мертвых душ он отвечает сразу.


«… — Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.

— Да, — отвечал Чичиков…

— Найдутся, почему не быть… — сказал Собакевич, — извольте, я готов продать». Продавая Чичикову «мертвые души» по два рубля с полтиною, он начинает торговаться со ста рублей, — Собакевич ни в чем не упускает выгоду.


Очень похожа на Собакевича и помещица Коробочка. Она рачительная хозяйка, но поражает окружающих своей тупостью. В любом деле она ищет мелочную выгоду и интерес, выгадывая копейку везде, где только можно. Но все-таки она рачительная и домовитая хозяйка и так же, как и Собакевич, пытается извлечь из абсурдного предложения Чичикова выгоду.


Конечной стадией гибели человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Его некогда богатое хозяйство разваливается. Плюшкин имеет восемьсот душ, его кладовые и амбары ломятся от добра, но из-за жадности и бессмысленного накопления все богатство обратилось в прах: «…сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».


Крестьяне Плюшкина «мрут как мухи, десятками числятся в бегах».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"