Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Урок развития связной речи за трагедией Шекспира «Гамлет»

21.02.2011

Тема: Написание театральной рецензии.

Цель: развивать привычки письменной речи, умение оценивать драматические образы; побуждать к собственной интерпретации художественных образов; оказывать содействие развитию критического мышления; прививать интерес к театральному искусству; объяснить роль театрального режиссера и актеров в воплощении творческого замысла драматурга на сцене.

Оборудование: известная репродукция гравюры, на которой изображен лондонский театр “Глобус” начала XVII ст.; портрет Вильяма Шекспира; плакат с воспоминаниями об актерских интерпретациях образа Гамлета на театральной сцене.


Эпиграф: Художественный текст создает вокруг себя поле возможных интерпретаций, иногда весьма широкое. Вдобавок, чем весомее, глубже произведение, чем дольше оно живет в памяти человечества, тем сильнее увеличивается расстояние между крайними точками возможных интерпретаций.

Юрий Лотман, литературовед XX ст.


Методический совет

К проведению этого урока учитель готовится вместе с учениками.

Надо оформить плакат, на котором должны быть слова немецкого режиссера Макса Рейнхардта: “В театре только одна цель – сам театр, и я верю в театр, который принадлежит актеру. Я актер, я ощущаю, как актер, и для меня актер – центр театра. Я знаю силу актерской игры”.

А также должны быть еще три плаката с информацией о выполнении роли Гамлета талантливыми актерами Немецкого театра, режиссером в котором был Макс Рейнхардт.


Плакат 1

Сандро Моисси в роли Гамлета (1908)

Гамлет Моисси был похож на слабого подростка, неуверенного в себе, разнервничавшегося. Узнав о распрях в Эльсиноре, он плакал, суетился. Его пугала и удручала атмосфера в замке. Гамлет Моисси метался в кругу ужаса и преступлений. Он был обречен на гибель, так как не имел духовной силы противостоять злу. В финале спектакля Гамлет возникал перед зрителем жертвой неравной борьбы.


Плакат 2

Сандро Моисси в роли Гамлета (1913)

Гамлет Моисси похож на поэта с благородной внешностью и чувствительной совестью. Он притягивал к себе своей искренностью и верой в человека. Узнав о совершенном преступлении в Эльсиноре, об измене матери, он растерялся, но нашел в себе силы начать борьбу со злом. В своем новом Гамлете актер Моисси показал, как человеческая душа ощущает страдание от внутреннего конфликта: стремление подвергнуть наказанию зло и любовью к людям. Гамлет становится настоящим трагическим героем и в финале спектакля, окрепши и возмужав, побеждает.


Плакат 3

Альберт Бассерман в роли Гамлета (1910)

Зрители увидели Гамлета Бассермана деятельным человеком, который решительно отбрасывает сомнения относительно вероятности и мотивов преступления, совершенного в Эльсиноре.

Жажда мести охватывает его естество. Если наказание преступников происходит не сразу, то лишь потому, что Гамлет хочет все учесть, лишь бы наказание было неотвратимым, неминуемым. Он действует как мужественный и вместе с тем рассудительный воин, который призван вершить правосудие. В финале Гамлет гибнет с улыбкой на устах, преисполненный чувства выполненной обязанности.


Методическое указание

Если среди учеников есть такие, кто имеет определенные актерские способности, принимает участие в работе школьного театрального кружка, то следует подготовить к этому уроку “трех Гамлетов” (три ученика поочередно будут читать монолог Гамлета “Быть или не быть…”, стараясь с помощью соответствующих интонаций, мимики, жестов показать одноклассникам три сценические интерпретации образа Гамлета, которые отражены на плакатах 1, 2 и 3 и которые являются своеобразным дополнением к их актерской игре, ведь будут читать монолог на фоне этих плакатов).


Ход урока

Слово учителя. Эпиграфом нашего урока является мысль известного литературоведа Юрия Лотмана о том, что каждое художественное произведение во время ознакомления с ним вызывает у нас разные чувства, разные соображения, и вдобавок у каждого из нас возникает свой ряд ассоциаций. А это означает, что каждый читатель по-своему интерпретирует содержание художественного произведения, по-своему толкует поступки персонажей, по-своему понимает их характеры.

Как известно, драматург создает текст для театра, для режиссера и актеров, которые должны “оживить” образы драматического произведения, “показать” их характеры зрителям, интонациями, мимикой, жестами, движениями передать на сцене чувства героев, показать внутреннюю и внешнюю борьбу, которая возникает вследствие того или другого конфликта, объяснить мотивы поступков персонажей. Таким образом, режиссер и актеры становятся интерпретаторами содержания драматического произведения, его своеобразными художественными критиками. Они по-своему понимают глубину конфликта, слова и поступки персонажей.


Поэтому спектакли по одному и тому же драматическому произведению, которые готовились и были показаны зрителям разными театральными коллективами, часто бывают такими непохожими, так отличаются между собой, что кажется, якобы готовясь, они работали с разными художественными текстами. Итак, привязывая к нашей теме урока, тяжело найти два похожих спектакля за трагедией Шекспира “Гамлет”, предложенные зрителям разными режиссерами и актерскими трупами.

После спектакля теоретически каждый зритель может написать театральную рецензию (конечно, профессионально этим занимаются театроведы). Театральная рецензия отличается от рецензии на художественный текст тем, что мы оцениваем актерскую игру исполнителей, мастерство режиссера, который на репетициях влиял на создание образа того или другого персонажа, роль которого играл на сцене актер, оцениваем воплощенную на театральном кону интерпретацию драматического произведения со своей собственной интерпретацией, которая возникла после знакомства с текстом.


Перед вами три плаката, которые информируют о том, как играли роль Гамлета в разные года начала XX столетия актеры Немецкого театра, режиссером которого был Макс Рейнхардт. Этими актерами были Сандро Моисси и Альберт Бассерман, оба талантливые и опытные. Как видите, играли они роль Гамлета по-разному. Интересным есть и то, что Сандро Моисси, который играл эту роль в 1908 году и в 1913, показал двух разных принцев Датских. А дальше придерживался в своей игре версии 1913 года, считая ее такой, что отвечает требованиям времени. Этой же мысли был и режиссер Макс Рейнхардт.


Короткая информация о режиссере

Макс Рейнхардт (1873-1943) – один из величайших театральных режиссеров XX столетия.

На театральном кону Немецкого театра Рейнхардт поставил сотни спектаклей за пьесами драматургов разных стран мира, среди них были и спектакли по произведениям Шекспира, любимейший автора немецкого режиссера. Макс Рейнхардт поставил на сцене Немецкого театра 22 пьесы Шекспира. Конечно, поставил он и “Гамлета”. Шекспировский “Гамлет”, шедевр мировой литературы, в режиссерской интерпретации Макса Рейнхардта стал шедевром театрального искусства XX ст.

Учитель. Еще раз прочитайте информацию на плакатах 1,2 и 3 об игре актеров Немецкого театра Сандро


Моисси и Альберта Бассермана (роль Гамлета), Попробуйте мысленно воссоздать эту игру. В этой весьма не простой интеллектуальной работе вам помогут наши актеры аниматоры, которые покажут монолог Гамлета “Быть или не быть…”, имитируя игру немецких актеров.


Ученики актеры (а их трое) поочередно показывают монолог Гамлета. После этого учитель предлагает ученикам написать театральную рецензию на игру актеров Немецкого театра Сандро Моисси и Альберта Бассермана (воспроизведенную в воображении). Надо высказать мысль: которая из трех интерпретаций образа Гамлета, с их точки зрения, есть удачной и снова же таки, с их точки зрения, больше отвечает творческому замыслу Шекспира. Ученические театральные рецензии разрешат проверить умение высказывать аргументированные мысли, воссоздавать в воображении прочитанное (информация на плакатах), познакомиться с их собственной интерпретацией образа Гамлета, с их собственным пониманием его характера и поступков, а также косвенно выяснить, хорошо ли школьники знают драматический текст.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"