Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Женские образы в русской литературе как олицетворение любви, жизни, счастья

17.02.2011

Однако характеры у этих героинь довольно разные.


Софья – сложный для понимания человек. Противоречивость ее


Характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья – это …смесь


Хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого


Намека на идеи и убеждения. …В собственной, личной ее физиономии


Прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное . Татьяна же была


Женским идеалом для А. С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю


Татьяну милую мою!


В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу


Вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.


Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе


Залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь


Милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно


Поэтической русской природой – простой, лишенной экзотики. Отсюда


Возникает характерное противопоставление русской природы,


Деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,


Светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и


Учтивой вежливости. Белинский писал: Природа создала Татьяну для


Любви, общество пересоздало ее . На мой взгляд, это не так. Попав в


Светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней,


Преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:


Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно


Здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным


Поселянам, В уединенный уголок…


Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья,


Воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.


В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.


Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается


В том, что она выбирает не чи. н, не знатность, не перспективного


Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные,


Моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав


Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и


С гневом отца, для которого кто беден, тот тебе не пара , и даже с


Ядовитыми насмешками Чацкого.


Образ Софьи интересен тем, что она


И похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная


Женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как


Социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым


Характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не


Получили, да и не могли получить развития в, обществе, где Фамусовы


И Скалозубы являются правителями страны . Наоборот, ложное


Воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее


Представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не


Понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его


Логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,


Который любит ее по должности . Поступая наперекор моральным


Устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.


Например, стараясь использовать общество как оружие против


Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества.


Эта


Неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для


Понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность


Ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:


Мечтательность и практичность, сентиментальность и властность,


Наивность и холодная расчетливость, способность на истинное


Страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.


Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение


Сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви


Каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего


Возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И


Предается, безусловно, Любви, как милое дитя…


Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая


Любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она


Рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:


Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова


Вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не


Сводит


Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим


Любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность


Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама


Обманулась. Именно ее откровенность, искренность и


Непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило


В ней истинный народный характер.


Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах,


Поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических


Красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель…


Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез


Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.


Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения


Деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского


Кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает


Прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль


Еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов


Модных полный лексикон… Уж ни пародия ли он?


Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: Она поняла


Наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби,


Кроме интереса страданий и скорби любви . Таким образом, у Татьяны


Исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у


Софьи.


Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе


Опытом изображения душевной жизни женщины, который позже


Затронул А. С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя


Прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что


Женские образы в литературе первой половины XIX века имеют


Поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по


Совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и


Всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется


Верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских


Писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день,


Из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое,


Бескорыстное добро.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"